Великолукский молочный комбинат вкладывает 300 млн рублей в увеличение объемов производства сыра. Этот шаг своевременный, но рискованный, говорят эксперты. До конца года компания увеличит мощности с 300 до 700 т продукции в месяц.
Великолукский молочный комбинат расширяет производство сыров. До конца года компания увеличит мощности с 300 до 700 т продукции в месяц и выведет на рынок четыре новых вида сыра. Причем производство сыров начнется уже в текущем году. Объем инвестиций составит около 300 млн рублей. В планах также развитие тепличного комплекса по выращиванию овощей и строительство новых молочных ферм.
Добавят сыр и овощи
Как рассказал "ДП" председатель совета директоров Великолукского молочного комбината Дмитрий Матвеев, из 300 т сыров, выпускаемых ежемесячно, 50% — контрактное производство, остальное продается в сетях под брендом "Молоколамск" (сыры "Российский", "Эстонский", "Пошехонский", тильзитер). До конца года мощности будут увеличены еще на 400 т в месяц, в линейке появится четыре новых вида сыра среднего ценового сегмента и выше. Срок окупаемости производства составит около 5 лет. По словам Дмитрия Матвеева, компания также планирует расширять тепличное производство. Сейчас на 6 га закрытого тепличного комплекса производится 1,6 тыс. т огурцов и 731 т томатов в год. "Теплицы были реконструированы 2 года назад, но мы планируем строить дополнительные мощности на 10 га. Объем производства, ассортимент и инвестиции пока обсуждаются", — говорит Дмитрий Матвеев. Также компания думает о расширении производства молока в Тверской и Новгородской областях.
Дмитрий Матвеев
— основной владелец группы компаний "Великолукский молочный комбинат", выпустившей 25,5 тыс. т молочной продукции и сыров по итогам 2014 года, компании "Слактис" (молочные фермы, объем производства — 58 тыс. т молока в 2014 году) и Великолукского ТОКа (тепличный комплекс). Продукция поступает в петербургские и московские сети.
Сложности замещения
Планы по расширению были еще до санкций, после реконструкции теплиц и ввода в эксплуатацию сыродельни, говорит Дмитрий Матвеев. В связи с санкциями в прошлом году отечественные производители решили увеличить мощности, но в итоге многие от планов отказались, так как после повышения ключевой ставки банки предлагают им кредиты по ставкам от 28%.
В России твердые и полутвердые сыры производят около 500 предприятий, объем производства в 2014 году составил 494 тыс. т, по данным Росстата. Объем рынка в 2014 году оценивается его участниками более чем в 700 тыс. т. Около 250 тыс. т пришлось на импорт. Лидерами среди стран–импортеров в 2014 году были, по данным национального союза производителей молока "Союзмолоко", Белоруссия (106 тыс. т), Нидерланды (25 тыс. т), Литва (16 тыс. т), Польша (14 тыс. т). Александр Петренко, директор ИК "ГРИФОН–ЭКСПЕРТ", говорит, что сыры — перспективный сегмент для импортозамещения, до введения санкций по отдельным категориям доля импорта доходила до 60 – 70%. "Но для отечественных сыроделов есть объективные трудности: это и нехватка сырья, и дефицит сырохранилищ. Есть и технологические проблемы — отдельные виды твердых сыров выдерживаются по 3 – 5, а иногда и по 6 – 9 лет", — поясняет он. Еще до санкций в Подпорожском районе Ленобласти московская компания "Модуль" заявила проект по производству сыра, включающий строительство четырех ферм на 1,5 тыс. коров каждая, чтобы обеспечить производство сырьем. В комитете по АПК сообщили, что проект не заморожен.
Цена растет, а рынок лихорадит
Некоторые производители говорят, что спрос на сыр со стороны торговых сетей упал, так как он не является предметом первой необходимости, а цены на него растут в связи с удорожанием сырья и кредитов.
По данным ИК "ГРИФОН–ЭКСПЕРТ", закупочная цена 1 кг твердого сычужного сыра с 1 октября 2014 года по 15 января 2015 года выросла с 263 до 295 рублей — на 12%, а на полках за тот же период средний рост стоимости составил 13% — с 321 до 363 рублей.
Александр Клочков, директор по развитию ОАО "Маслосырзавод "Порховский" (бренд "Аланталь"), говорит, что рынок сейчас лихорадит, большие объемы сыра завозятся через Белоруссию из Польши.
"Расширять мощности имеет смысл, только если есть контракты с сетями или дистрибьюторами. Сейчас сети ищут твердые сыры, похожие на пармезан или выдержанную гауду. Если производители смогут предложить такую продукцию, она будет востребована", — отмечает Александр Клочков.
Вместе с тем гендиректор сети "Лэнд" Илья Штром отмечает, что спрос на сыры стабилен. "В связи с тем что импортной продукции стало меньше, люди ищут аналоги и заменители из того, что рынок может предложить. Увеличение ассортимента отечественных производителей сыра вполне оправданно в нынешней ситуации", — говорит он.