Основатель "Юнимилка" Андрей Бесхмельницкий купил литовский холдинг Premia Foods за 27,1 млн евро. В сделку вошли три предприятия, расположенных в странах Балтии, а также петербургский Хладокомбинат № 1, который последние годы был убыточным.
Компания основателя
"Юнимилка"
Андрея Бесхмельницкого Food Union завершила сделку по приобретению у международного инвестиционного фонда Amber Trust 100% акций холдинга Premia Foods. Об этом "ДП" рассказали в компании Dentons, сопровождавшей российскую часть сделки. Food Union приобрела три предприятия, расположенных в странах Балтии, и одно в Петербурге — ООО "Хладокомбинат № 1". Сумма сделки превысила 27,1 млн евро.
В разгар санкций
Соглашение о покупке бизнеса мороженого и замороженной продукции Premia Foods Андрей Бесхмельницкий подписал в октябре 2014 года. В ЕГРЮЛ право собственности на 100% ООО "Хладокомбинат № 1" перешло к его офшору Shiner Macost Ltd 25 ноября 2014 года. Но, как уточнили в Dentons, окончательно сделка была завершена лишь зимой. Осенью Андрей Бесхмельницкий заявил, что цель сделки — существенно расширить деятельность в Прибалтике и России и объединить ведущие региональные бренды мороженого под группой компаний Food Union.
По итогам сделки Food Union получил в собственность 100% акций литовской AB Premia KPC, которая, в свою очередь, владеет эстонским заводом Premia Tallinna Kulmhoone AS и латышским предприятием AS Premia FFL. Также Premia Foods продала и петербургский актив — ООО "Хладокомбинат № 1" (производитель мороженого). "Заключив данную сделку, Food Union станет ведущим предприятием по производству мороженого в Балтийском регионе", — говорил в октябре Андрей Бесхмельницкий. Ранее, в 2011 году, основатель "Юнимилка" приобрел два крупнейших молокоперерабатывающих предприятия Латвии — АО Rigas piena kombinats и АО Valmieras Piens — и объединил их в группу Food Union.
Теперь к этой группе присоединилась Premia Foods. Консолидированная выручка всех предприятий группы Premia KPC за 2013 год составила 48 млн евро, чистая прибыль — 3 млн евро.
Эстонское управление
Хладокомбинат № 1 был основан в 1913 году на Черниговской ул., 15, и всегда являлся заметным игроком на петербургском рынке. Один из популярных брендов предприятия — "Сахарная трубочка", за право обладать им хладокомбинат несколько лет судился с карельским ЗАО "Холод Славмо". Карельское предприятие пыталось монополизировать выпуск популярных рожков, но проиграло суд. Также Хладокомбинат № 1 владеет брендами "Балтийское", "Съешь меня!", "Айс–Фория", "Коровка Мила".
В 2008 году Хладокомбинат № 1 вошел в состав Premia Food международного инвестиционного фонда Amber Trust. Тогда предприятие занимало 22% рынка мороженого в Петербурге. Но в последние годы комбинат стремительно сдавал позиции. Так, в 2009 году чистый убыток предприятия был 10 млн рублей, а по итогам 2013 года — 64,9 млн рублей. Доля на петербургском рынке сегодня ниже 9%.
"По субъективным ощущениям, Хладокомбинат № 1 в последнее время утрачивает свои рыночные позиции в массовом сегменте. В сетях их продукция представлена, но ее доля на полках снижается", — говорит Татьяна Кузнецова, руководитель отдела маркетинга компании "Петрохолод". По ее мнению, если смена собственника и изменит что–то к лучшему, то не в этом году, это должна быть долгосрочная стратегия. В целом компании не хватает прямого управления, все решения принимались удаленно, добавляет она.
Мороженое — это роскошь
Российский рынок мороженого более чем на 97% заполнен продукцией отечественного производства. Лидирует на петербургском рынке мороженого "Петрохолод" с долей 27%, второе место занимает англо–голландский концерн Unilever (13%), на третьем месте — "Талосто" (11%). По данным Nielsen, в 2014 году потребление мороженого в России выросло по сравнению с 2013 годом на 8,5% в натуральном выражении. Причем в Петербурге продажи мороженого в натуральном выражении остались на уровне 2013 года. В денежном выражении в 2014 году рынок мороженого в Петербурге вырос на 11% по сравнению с прошлым годом.
В этом году темпы роста существенно замедлятся, ожидают участники рынка. "К сожалению, мороженое не относится к продуктам первой необходимости, это скорее роскошь, лакомство, и на нем покупатели стали экономить. Потребительский спрос сместился в категорию более дешевого мороженого", — говорит Татьяна Кузнецова. В компании Unilever отмечают, что ожидания потребителя постоянно растут, поэтому компании стараются расширять ассортимент.
“
Рынок мороженого отличается высокой конкурентностью. Во всех ценовых сегментах постоянно появляются новые игроки. Особенно активно стали проявлять себя региональные производители, которые захватывают все большую часть аудитории. В индустрии мороженого все еще преобладает традиционная розница, однако активно развиваются и современные каналы сбыта, а также растет объем поставок мороженого в отели, рестораны, кафе. Потребление мороженого в России составляет приблизительно 4 кг на человека в год. Для сравнения, в США — около 10 кг мороженого. Сегодня рынок мороженого находится в сложной экономической ситуации, и общий объем потребления снижается.
Ольга Прокина
представитель концерна Unilever (ТМ мороженого Magnat, Эkzo)