Около 47% опрошенных компанией HeadHunter петербуржцев и жителей Ленобласти готовы сменить свое нынешнее кресло в офисе на работу в поле или у станка. Одних экспертов рынка труда это радует, другие полагают, что речь идет только о намерениях и до поступков далеко. К тому же есть один нюанс: готовы ли работодатели нанимать новообращенных рабочих и аграриев?
Конечно, не все респонденты готовы выйти в поля или встать у станка. Почти 36% опрошенных могли бы пойти на такой шаг, но только в случае крайней нужды. А 17% ни при каких условиях не готовы к смене офисной работы: не для того, как говорится, получали высшее образование, да и накопленный в профессии опыт просто так за окошко не выкинешь.
На самом деле даже те 47%, кто заявил о своей готовности сменить офисную работу на производственную, немного лукавят. По меньшей мере 52% из них — те, кто среди причин возможных перемен назвал абстрактный тезис о том, что "умение делать что–то своими руками более перспективно и будет востребовано в любой ситуации". На мотивацию, как сказали бы эксперты, это мало похоже. Скорее сменят профессию те 20% респондентов, которые готовы заняться неквалифицированным трудом ради дополнительного заработка. И еще столько же респондентов, которые сменили бы профессию, чтобы выжить в кризисное время. "Что интересно, — обращают внимание исследователи, — процент таких ответов сократился на 10% по сравнению с опросом в 2009 г.". Что стоит за этим падением, они не поясняют, но не исключено, что антикризисным такой способ выживания становится не для всех. И это понятно. Возможно, сама идея сменить профессию, если в кризис на нее нет спроса, правильная, но одного желания мало. Готовы ли работодатели брать людей без опыта, возможно, в возрасте (а сейчас возрастными часто считаются работники, едва переступившие 40–летний рубеж), в период, когда считают каждую копейку и увольнения становятся массовыми?
Придирчивый взгляд
Как выяснил
hh.ru
в другом своем исследовании, 38% представителей петербургских компаний не видят ничего плохого в том, что кандидат, будучи в зрелом возрасте, решил кардинально сменить сферу деятельности и теперь начинает карьеру с нуля. Правда, при этом 25% все же признались, что не смогли бы быть полностью объективными, рассматривая таких кандидатов, и были бы более придирчивыми к ним, чем к другим.
Шанс устроиться на работу в кризис соискателям, которые только получили специальность, не имея опыта, но с готовностью освоить новую профессию, зависит от конкретной отрасли, уверены в ГК "Лосево". "Если продавцов мы берем без опыта работы, то главный агроном должен быть профессионалом, — говорят в компании. — В докризисное время мы взяли двух ветврачей, которые только окончили ветеринарную академию, их опыт был минимальным. Но мы готовы развивать своих работников". На возможность обучиться за счет работодателя указывает и генеральный директор петербургского офиса HeadHunter Юлия Сахарова. По ее словам, крупные производственные холдинги в любом случае доучивают даже выпускников с профильным средним специальным и высшим техническим образованием. "У них есть собственные учебные центры, и они в случае необходимости могут обучить новых сотрудников независимо от возраста работника", — говорит Юлия Сахарова. Многие эксперты уповают на такую поддержку работодателя, однако генеральный директор рекрутингового агентства "1000 кадров" Мария Маргулис соглашается с ними лишь отчасти: "Сложная экономическая ситуация ограничивает возможности таких затрат со стороны компаний. Новые навыки можно получить у нового работодателя в основном на самых базовых позициях, то есть когда эти навыки не сложные и не требуют много времени для освоения".
Для тех, кто уже имеет профессию, но хотел бы ее поменять, причем быстро, чтобы начать зарабатывать не через 5 лет (как в случае обучения в вузе), а уже через пару месяцев, дорога одна — на курсы переквалификации. Благо, как замечает генеральный директор ГК "Интерсервис Групп Логистик" Надежда Коротовских, такие бесплатные услуги сегодня предлагают в городской службе занятости. "В ряде техникумов можно получить рабочую специальность с нуля на платной основе", — добавляет Юлия Сахарова. "Если соискатель решил сменить не просто работу, но и профессию, придется запастись терпением и получить хотя бы минимальные знания по будущей специальности", — уточняет Надежда Коротовских.
Перспектива найти себя
Конечно, заявления о смене профессии — во многом всего лишь пожелания. Сложно сказать, что в прошлый кризис поменяли свою работу столько же человек, сколько заявили тогда об этом.
"В действительности не все готовы будут реализовать свое стремление поменять профессию, — соглашается Юлия Сахарова. — Думаю, пока свежие истории о переквалификации белого воротничка в синего не так широко известны, хотя я знаю случай перехода специалиста с высшим образованием на рабочую должность, правда, в "мирное" время. Причина была скорее идейная — желание работать руками, потому что пропал интерес к административной работе и вертикальной карьере. Но зарплата в итоге оказалась выше, чем у главного инженера. Данные нашего опроса показывают, что сегодня количество тех, кто не готов кардинально сменить профессию, ощутимо снизилось. Люди стали более реально оценивать возможность и подработки, и открытия собственного небольшого дела". К тому же, по мнению Юлии Сахаровой, предпосылки благоприятного исхода дела по переобучению есть. "Из–за демографических проблем начала 2000–х годов рынок испытывает дефицит по многим специальностям, и как раз в сфере рабочего и технического персонала, — поясняет она. — Это заставляет работодателей расширять круг соискателей. По ряду дефицитных специальностей возрастного потолка практически нет. В целом и наши исследования показывают, что большинство сотрудников и работодателей считают разновозрастной коллектив более сбалансированным и эффективным".
Кстати, что касается возрастных работников, то, как замечает генеральный директор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев, действительно часто работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам, если у них есть опыт работы. "Но корпоративный стиль компании не всегда подразумевает молодой коллектив, — продолжает он. — К тому же есть масса должностей, где помимо всего прочего необходим и жизненный опыт, который у молодых специалистов отсутствует".
Кризис — не время
При всех плюсах ситуации часть экспертов все–таки считают кризис не лучшим временем для кардинальных изменений. "Шансы людей без опыта работы снижаются, так как на рынке труда высвобождаются опытные специалисты", — отмечают в "Помощи" и "Лосево". Кроме того, как замечает Екатерина Мельникова, менеджер по организационному развитию и обучению персонала фабрики "Петро" (JTI), есть работодатели, которые редко обращаются на рынок труда.
"Сотрудники нашей компании имеют возможность попробовать себя на другой позиции в любое время, — рассказывает она. — При появлении в компании вакансии предпочтение отдается именно внутренним кандидатам. При этом текучесть кадров в нашей компании минимальна, а в кризис сотрудники тем более держатся за работу, и на рынок за кандидатами мы выходим очень редко".
"Для смены профессии необходимы время и опять же денежные средства, что в кризис может быть весьма проблематично", — добавляет Александр Локтаев. Найти работу человеку без опыта в профессии, наверное, можно, считает он. Есть много компаний, которые провели сокращения персонала, но не приостановили набор нового. "И подбор этот напрямую связан с приливом новой крови, а также с заменой слишком дорогих специалистов, которые малоэффективны и непозволительны, на менее дорогих, но более эффективных, — говорит он. — Вопрос в другом: насколько человек, меняющий профессию, готов снижать свои ожидания по заработной плате". А ведь зарплаты по многим рабочим специальностям начального уровня не превышают 30 тыс., а то и 15 тыс. рублей в месяц.
"Если кандидат только обучился новым знаниям и навыкам, нужно быть готовым фактически заново строить свой профессиональный путь, иными словами, работать на начальных позициях, — соглашается Мария Маргулис. — Но если есть мотивация, то за относительно небольшое время можно все–таки получить нужный опыт и даже начать продвижение по карьерной лестнице".