Спальным районам грозит транспортный коллапс из-за сокращения инвестиций в метро

Автор фото: Ковалев Петр
Строительство подземного перехода под Невой к станции метро "Спортивная".

В результате сокращения инвестиций в развитие метрополитена на 3,3 млрд рублей в спальных районах Петербурга может произойти транспортный коллапс. Застройщики, которые возводят недвижимость в этих частях города, корректируют свои планы.

Из–за сокращения финансирования метростроения на 3,3 млрд рублей может быть сорван график строительства подземки. Сроки запуска новых станций на Северо–Западе и на Юго–Западе Петербурга могут быть сдвинуты как минимум на год. Застройщики, которые возводят жилую и коммерческую недвижимость в этих частях города, корректируют свои планы по окупаемости проектов.

Сокращение с продолжением

В начале этого года правительство Петербурга велело всем структурам администрации сократить расходы в среднем на 7% (33 млрд рублей из расходной части городского бюджета, составляющей 474 млрд). В ответ комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) предложил урезать объемы финансирования строительства метро на 7 млрд рублей. При этом строительство Невско–Василеостровской линии будет обеспечено в полном объеме (3,7 млрд рублей). Как пояснили в КРТИ, город получил эти деньги из федерального бюджета. В итоге реально метростроение Петербурга может потерять 3,3 млрд рублей, а в целом подземка получит в этом году на развитие 19,4 млрд. На 2016–й пока запланировано 24 млрд, на 2017–й — 25,4 млрд рублей.
Сокращение коснется двух строящихся линий: Лахтинско–Правобережной (ЛПЛ) и Красносельско–Калининской (ККЛ). К 2018 году предполагается продлить ЛПЛ на две станции: от "Спасской" через "Театральную" до "Горного института". А ККЛ к 2022 году должна увеличиться на шесть станций.
В КРТИ утверждают, что темпы строительства можно будет наверстать в будущем, так что сроки ввода запланированных станций будут соблюдены.
Однако в ОАО "Метрострой" не разделяют этого оптимизма. Учитывая нестабильную ситуацию с курсом валют, растущие ставки по кредитам, любые сокращения финансирования могут привести к изменению сроков сдачи объектов, говорит представитель "Метростроя" Екатерина Гигиняк.
"Большинство объектов "Метростроя" находятся сейчас в той стадии, когда необходимо закупать электрооборудование, эскалаторы и прочее. Строительные работы можно профинансировать позже, а покупку оборудования — нет", — добавляет она. Раньше "Метрострой" решал эту проблему, привлекая заемные деньги. Но теперь ставки по кредитам выросли в разы и такой вариант невозможен. Значит, работы, связанные с закупкой и монтажом оборудования, придется отложить до тех пор, пока не появится финансирование. То есть сроки запуска новых станций могут быть сдвинуты минимум на год. Кроме того, никто сейчас не может сказать, сохранятся ли запланированные объемы финансирования метростроения в 2016–2017 годах. Возможно, из–за кризиса их тоже сократят.

Упущенная прибыль

Изменение планов по запуску новых станций метро прежде всего повлияет на развитие прилегающих территорий, говорит Вера Бойкова из Astera. Появление станции "Горный институт" могло бы активизировать строительство офисной недвижимости на Васильевском острове. Сейчас офисы здесь не востребованы из–за плохой транспортной доступности. То же относится и к станции "Театральная".
Станцию "Юго–Западная" уже не первый год ждут в Красносельском районе, где активное строительство жилья привело к образованию пробок на ведущих в этот район магистралях.
По словам Александры Смирновой из NAI Becar, после появления новой станции метро арендные ставки в коммерческих помещениях вблизи нее повышаются на 10–15%.
Собственники некоторых строящихся офисных и торговых комплексов, которые рассчитывали на то, что к моменту их завершения рядом откроется станция метро, будут вынуждены понизить класс объектов или организовать развозку сотрудников компаний–арендаторов, предполагает Александра Смирнова.
Например, в зоне риска станции "Юго–Западная" окажется ТК "Жемчужная плаза" (застройщик SRV, первая очередь комплекса уже сдана), а также помещения стрит–ретейла, так как здесь за последние годы отстроен целый город на десятки миллионов "квадратов" жилья.
Владельцы жилой недвижимости также потеряют в доходах из–за отсутствия подземки. "Многие собственники квартир и комнат рассчитывают на открытие станции "Театральная". Информацию о ее скором появлении они указывают в объявлениях о продаже и аренде своего жилья, что повышает его стоимость и ликвидность", — добавляет Екатерина Лапина из АРИН.
Застройщики, работающие в районах, где должны появиться новые станции, считают перенос сроков не критичным для своих проектов. В районах сложившейся застройки налажено движение наземного транспорта, поэтому новоселы смогут добираться домой и без метро, отмечает директор УК Docklands Екатерина Запорожченко. Другое дело, что недвижимость без метро не подорожает, как могла бы, на 15–20%, признает она.
Причем, по словам исполнительного директора ЗАО "Ойкумена" Романа Мирошникова, цены продолжают расти в течение полугода после открытия станции. По его оценке, рост может составить до 30%.

Районы в депрессии

Отсрочка появления подземки задержит и развитие депрессивных территорий города. Например, инвесторы давно ждут открытия станций "Боровая" и "Броневая" в южной части промышленного пояса Петербурга. Это стимулирует их к редевелопменту промзон, говорит Игорь Кокорев из Knight Frank St. Petersburg. А замедление развития ЛПЛ, в составе которой запланирована станция "Морской фасад" на намыве Васильевского острова, снижает привлекательность намывных территорий для застройщиков, отмечает он.

На планы развития метро ориентируются все девелоперы, покупая землю под проекты, поскольку транспортная доступность — главный драйвер развития территорий и вообще экономики города. В отличие от социальной и коммерческой инфраструктуры, решить проблему с транспортом за счет девелоперов город не сможет. А сами застройщики без метро будут терять время и деньги. Так что резать бюджеты на его развитие можно в последнюю очередь, вместе с сокращениями социальных выплат и пенсий. Лучше, на мой взгляд, сократить чиновничий аппарат Смольного и вырученные средства пустить на метро. Будет больше пользы для города.
Марк Лернер
гендиректор компании "Петрополь"
Бизнес привык, что строительство серьезных инфраструктурных проектов в России, за исключением олимпийских объектов, постоянно переносится. Наглядный пример — строительство скоростной дороги Москва — Петербург, которую начали строить 10 лет назад и все еще строят. Перенос сроков строительства новых станций метро сильнее повлияет на застройщиков коммерческой, а не жилой недвижимости. Такие проекты сильно зависят от платежеспособности населения района, стоимости финансирования и курса рубля. Те, кто строит жилье, меньше ориентируются на планы метрополитена.
Андрей Хитров
региональный директор EKE Group в России