Фирма "Стройпроектгрупп" банкротит "Мостоотряд 19"

Автор фото: Ковалев Петр

Кредиторы инициировали банкротство одного из крупнеших дорожных подрядчиков Петербурга ОАО "Мостоотряд 19". С начала года против компании было подано 44 иска на взыскание 0,5 млрд рублей долгов.

Банкротный иск против ОАО "Мостоотряд 19" (принадлежит топ–менеджерам компании) подало ООО "Стройпроектгрупп" (СПГ). В СПГ отказались называть размер претензий. "Мостоотряд" тоже не прокомментировал ситуацию.
Участникам рынка неизвестна фирма "Стройпроектгрупп". Гендиректор ЗАО "Институт "Стройпроект" (крупный господрядчик) Алексей Журбин заявил, что к его компании СПГ не имеет отношения.
"Мостоотряд" — один из крупнейших дорожных подрядчиков Петербурга. Среди его объектов строительство Большого Обуховского моста, реконструкция Благовещенского моста и др. В последние годы, по данным СПАРК, "Мостоотряд" не получал крупных заказов. В 2013 году он заключил только четыре контракта на 1,8 млн рублей, в 2014–м — ни одного, в 2015–м — лишь один на 1 млн рублей. Последним успешным годом был 2012–й: портфель заказов "Мостоотряда" составил 8,3 млрд рублей. Почти половина (3,7 млрд рублей) — московские объекты.
Проблема дефицита госконтрактов общая для всех подрядчиков Петербурга. С тех пор как в 2011 году губернатором стал Георгий Полтавченко, количество крупных дорожных проектов в Петербурге уменьшилось. Например, в 2014 году в городе стартовало только пять таких строек на общую сумму 10 млрд рублей. Некоторые компании, специализирующиеся на господрядах, намерены осваивать смежные рынки. Например, корпорация "Трансстрой" (строит стадион для ФК "Зенит") займется жилищным строительством.
Осложняет ситуацию то, что в конце прошлого года в разы выросли ставки по кредитам и банковским гарантиям, без которых невозможно получить госконтракт.
Кредиты стали практически недоступны для подрядчиков. Еще одна проблема связана с российским законодательством. По закону о госзакупках в ходе строительства невозможно изменить цену госконтракта. Но, когда речь идет о крупных проектах, заранее оценить их стоимость очень сложно, а в условиях нестабильной экономики фактическая стоимость исполнения заказа может существенно вырасти, поясняет Алексей Журбин. "Минтранс готовит пакет антикризисных мер, в числе которых субсидирование кредитных ставок. Центробанк снижает ключевую ставку. Так что есть надежда, что проблема с доступностью кредитов решится. А вот если не изменится закон о госзакупках, то рынку грозит коллапс", — предполагает Алексей Журбин.
Глава ассоциации "Дормост"  Кирилл Иванов отмечает, что банкротные иски часто используются кредиторами как инструмент для выбивания долгов.
"Не факт, что задача СПГ — обанкротить "Мостоотряд 19". По закону наличие такого иска лишает ответчика права участвовать в конкурсах на получение госзаказа. Поэтому должник в таких случаях становится очень сговорчивым", — поясняет он.