""ДП" продолжает публиковать результаты исследования работы отделов закупок торговых сетей. Мы ищем, в каких магазинах менеджерам удается получать самые высокие скидки и находить новых поставщиков, способных привозить в город дешевые продукты.
Предыдущий рейтинг dp.ru публиковал месяц назад, 18 февраля. Посмотреть, какие цены были тогда, можно тут.
В исследовании редакции принимает участие шесть магазинов формата "у дома" и шесть гипермаркетов. Сперва мы собираем данные о стоимости самых дешевых товаров в разных категориях — продовольственных и непродовольственных. Мы берем цены на конкретные группы товаров — молоко, картофель или мороженое — независимо от бренда. В таблицу попадают цены не с ценника — мы приводим их к единому знаменателю: за 100 г, за 1 кг, 1 л или десяток — независимо от того, как были расфасованы продукты. Так, пена для бритья где-то продается в баллончиках по 100 мл, где-то — по 120 мл, а где-то — по 185 мл. Мы подсчитываем и заносим в таблицу цену за 1 л. Растительное масло и сахар очень редко можно увидеть в упаковке по 1 кг или 1 л, но мы учитываем цены именно в целых единицах измерения.
Затем по показателям во всех магазинах определяем среднюю цену и сравниваем с ней цены в каждой торговой точке. Чем ниже среднего показателя в магазине цены на потребительскую корзину, тем успешнее, на наш взгляд, работа менеджеров отделов закупок. Это может означать как самое жесткое отношение к поставщикам, так и умение находить нужные покупателям продукты в необычных местах, где они оказываются дешевле, чем у конкурентов. Одно дело — соревноваться за дополнительную скидку в 0,2% или 0,7% у "Петмола" или "Пискаревского", а другое — съездить в Курскую область и наладить поставки молока, которое будет сразу на 40% дешевле, чем у всех.
В этот раз абсолютное лидерство прошлого месяца у "Ашана" забрала "Лента". Окончательная цена на товары из нашей корзины в этой сети на 17,2% ниже, чем в среднем по рынку. Частично это связано с продажей товаров под собственной торговой маркой (СТМ). "Это доступная альтернатива брэндам, один из способов сэкономить, что в кризис актуально как никогда", — комментируют в пресс-службе "Ленты". Компания наращивает долю товаров под СТМ, если на начало 2014 года она составляла 11,5%, то в начале 2015 года – 12,5%. Как отмечают в "Ленте", быстрому развитию препятствует нехватка в России свободных производственных мощностей. "Лишь небольшая часть пищевых производств — это технологически современные производства с надежными системами обеспечения качества, а сбой в качестве СТМ влияет на репутацию компании", — говорят в пресс-службе.
Среди магазинов у дома наилучшие показатели у "Магнита". У него цены на продукты ниже средних цен на 16,4%. Самые высокие цены нашлись в гипермаркете "Призма" (+24,6% к средней цене) и магазине у дома "Полушка" (+16,8%). Более высокие цены на конкретные товары в этих магазинах, видимо, объясняются специфическим выбором поставщиков и отказом от заведомо низкомаржинальных брендов.
Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике —
картинка откроется в новом окне.
В подготовке рейтинга принимали участие:
Дарья Стадник, Владислав Квач, Елизавета Ильина, Кристина
Колесникова, Виталий Остроконский, Анастасия Новак