Смольный собирается уменьшить субсидии для пассажирских перевозчиков с 7,6 млрд до 6,6 млрд рублей. Около 30% этой суммы предполагается отдать частникам, на субсидии которым власти хотят сэкономить дополнительно еще 500 млн рублей.
В начале марта правительство Петербурга приняло постановление о предоставлении в 2015 году субсидий перевозчикам пассажиров. Изначально на 2015 год в городском бюджете предусматривались субсидии автобусным перевозчикам в размере 7,6 млрд рублей, из которых львиную долю (70%) предполагалось отдать ГУП «Пассажиравтотранс», а остальные средства должны были разделить между собой негосударственные компании. Но из-за кризиса Смольный решил сократить субсидии на автобусные перевозки на 1 млрд рублей, но и это не предел. К середине месяца появился проект допсоглашения, которое комитет по транспорту намерен подписать с частными перевозчиками. Если бизнесмены согласятся на условия, которые собираются предложить им чиновники, то город сможет дополнительно сэкономить на субсидиях частным перевозчикам более 500 млн рублей.
Своими действиями чиновники довели негосударственных перевозчиков до отчаяния — они уже 3 месяца обслуживают социальные маршруты, не получая бюджетного финансирования, а теперь над ними еще нависла угроза лишиться значительной части тех субсидий, которые они когда-нибудь получат.
Помощь с возвратом
Возглавляемый Александром Воробьевым комитет по транспорту предлагает перевозчикам подписать допсоглашения с новыми требованиями, выполнение которых приведет к сокращению получаемых из бюджета субсидий.
«Перевозчикам придется вернуть бюджету почти половину выделенных субсидий», — подсчитал Василий Киселев, председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга».
Оптимизация расходов бюджета в сложившейся экономической ситуации, по мнению первого заместителя гендиректора ОАО «Третий парк» Михаила Богданова, безусловно, необходима, но она не должна приводить к недофинансированию городских перевозок. Тем более что установленный городом тариф на перевозки не покрывает возросших расходов компаний.
«В этом году нам впервые выдвинуты дополнительные условия для предоставления субсидий, и мы считаем их несправедливыми, — говорит эксперт. — В связи с этим мы обратились в комитет по транспорту с предложением об исключении доптребований». Речь идет о жестком контроле со стороны комитета затрат перевозчиков на обслуживание маршрутов.
Субсидии урежут и ГУП «Пассажиравтотрансу», но, в отличие от негосударственных компаний, ГУП оказалось в привилегированном положении. Так, в распоряжении комитета по транспорту о порядке выдачи субсидий предусмотрены повышающие коэффициенты для ГУП, в результате их применения оно получит на 40% больше средств, чем частные перевозчики. Хотя еще в конце 2014 года антимонопольное ведомство, а затем и арбитражный суд признали эту норму противоречащей закону о защите конкуренции. Но комитет по транспорту по традиции проигнорировал решения судов и надзорных органов.
Обстановка накаляется
«Из-за отсутствия субсидий у предприятия накапливается задолженность перед поставщиками комплектующих и материалов», — говорит Алексей Ивин, гендиректор Петербургской транспортной компании. Недостающие средства компании занимают в банках, а с каждым месяцем кредиты становятся все дороже.
По словам главы ООО «5 парк» Алексея Эвентова, парадокс в том, что город не платит перевозчикам ни копейки, а налоговая требует денег и приходится ей платить, ведь если у компании будет задолженность по налогам, то у Смольного появляются основания не перечислять субсидии. На запрос «ДП», когда перевозчики получат субсидии, комитет по транспорту не дал определенного ответа, сообщив, что идет подготовка документов.
Отстаивая свои интересы, перевозчики готовы на многое. «То, чем занимается сейчас финансовый блок комитета по транспорту, называется доведение бизнеса до самоубийства», — возмущаются предприниматели.
Многие из них настроены решительно: если договориться с комитетом не удастся, то они уйдут с маршрутов на 1-2 дня