Петербуржцы стали покупать меньше цветов. Даже 8 марта продажи в цветочных магазинах упали на треть по сравнению с прошлым годом. Игроки рынка пытаются преодолеть эту тенденцию. Например, "Цветоптторг" начинает продавать эксклюзивные овощи и фрукты.
На рынке свежесрезанных цветов и горшечных растений падение продаж в первые 3 месяца 2015 года составило 25 – 30% в рублях, говорят участники рынка. Лидер петербургского цветочного рынка "Цветоптторг" решил оптимизировать бизнес — он откроет бюджетную цветочную сеть и начнет продавать эксклюзивные и экологически чистые овощи и фрукты.
Дорогие цветы
Продажи
"Цветоптторга"
в первые 3 месяца 2015 года сократились почти на 30% по отношению к уровню 2014 года. "Падение продаж на 8 Марта составило 28% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года", — говорит совладелец "Цветоптторга" Роман Шварцман.
"Падение объемов продаж на 25–30% сегодня характерно для всего рынка цветов", — говорит генеральный директор сети "Оранж" Александр Иванов, подчеркивая, что стоимость цветов выросла, а покупательная способность снизилась.
В оптовой компании "Невский флористический альянс" (ТМ "7ЦВЕТОВ") падение продаж в I квартале 2015 года чуть меньше — примерно 10 – 20% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
"В большей степени падение продаж коснулось группы горшечных растений, в меньшей степени — срезки", — говорит генеральный директор "Невского флористического альянса" Виталий Свиридов, отмечая, что сейчас наблюдается оживление продаж в категории "растения для открытого грунта" (газоны, луковицы, саженцы).
"Судя по заказам розничных сетей, думаю, что объем продаж в этой товарной категории будет выше прошлого года, но точную картину увидим в конце мая — начале июня", — говорит Виталий Свиридов.
К цветам эксклюзивные фрукты
"Мы поняли, что малообеспеченные слои населения перестали покупать цветы. Поэтому мы посмотрели наши возможности и решили открывать цветочные дискаунтеры под брендом "Цветоптторг 1000", — говорит Роман Шварцман.
Компания решила развести покупательские потоки — в обычных "Цветоптторгах", работая над повышением имиджа за счет более качественного обслуживания, продавать букеты от 1 тыс. до 15 тыс. рублей, а в дискаунтерах — более дешевые цветы.
В марте компания открыла первые три объекта новой сети в Петербурге. По площади дискаунтеры в 2 раза меньше, чем обычный магазин "Цветоптторг", — 70 – 100 м2, количество товаров представлено такое же, но ценовой сегмент ниже — от 100 до 1000 рублей.
Освобождающиеся залы в "Цветоптторгах" собственники решили переделать в отделы по продаже премиальных овощей и фруктов. Первые продажи начнутся уже в апреле–мае.
"У нас очень большой опыт внешнеэкономической деятельности и перевозок крупнотоннажным транспортом, мы везем цветы из 52 стран мира", — говорит Роман Шварцман, отмечая, что если рынок цветов падает, так почему бы не попробовать из тех же стран импортировать еще и эксклюзивные овощи и фрукты.
"Мы остановились именно на эксклюзивных и экологичных товарах, так как при торговле обычными фруктами и овощами невозможно конкурировать с продуктовыми сетями", — говорит Роман Шварцман.
В компании уверяют, что маржинальность в эксклюзивных овощах и фруктах сопоставима с цветочным бизнесом.
И не кризис вовсе
Крупнейшие специализированные цветочные сети в Петербурге — "Цветоптторг" (72 магазина) и "Оранж" (более 30 салонов). Кроме того, крупными продавцами растений являются OBI, "ИКЕА", "Лента", "О’Кей", "Максидом". Все игроки работают над оптимизацией.
Кроме "Цветоптторга" смещается в сторону более дешевого, бюджетного ассортимента и оптовик "Невский флористический альянс". Чтобы обеспечить низкие цены, компания заключает прямые контракты с производителями Кении, Эквадора, Колумбии и Европы. "Оранж" не планирует уходить в дешевый сегмент, но если объем продаж продолжит снижаться, компания сократит число салонов. "А может, это и не кризис вовсе, а меняется система жизни и потребления", — говорит Александр Иванов.
В розарии "Новая Голландия" (Сясьстрой) сообщили, что российская цветочная промышленность переживает на фоне кризиса подъем — санкции не коснулись цветочной отрасли, но повлияли на ситуацию. Из позитивных факторов в компании называют заморозку правительством тарифов на газ и электричество на уровне 2014 года. Это позволило ей удержать низкие цены на товар. "За 3 месяца 2015 года мы не только не ощутили снижения объема продаж, но даже есть тенденции роста", — говорят в "Новой Голландии".