Передел рекламного рынка Петербурга несильно ударит по доходам города. Смольный потеряет всего 71 млн рублей.
Правительство Петербурга рассказало, на сколько упадут доходы города от размещения рекламы на улицах. Сумма весьма незначительная. Власти потеряют всего 71 млн рублей. Дело в том, что в последнее время Смольный массово борется с незаконной рекламой и уже демонтировал большинство "неправильно" установленных конструкций.
Рынок наружной рекламы Петербурга находится на осадном положении уже больше полутора лет: первые договоры на размещение рекламных конструкций истекли в конце 2013 года, а сегодня просрочены почти все. Но новых конкурсов городские власти так и не провели, зато стали требовать с операторов наружки плату за фактическое использование щитов без учета понижающих коэффициентов, предусмотренных договорами (например, за размещение соцрекламы). По словам операторов, размер платы вырос на 70%. Некоторые из них согласились на новые условия, а другие пошли в суд.
В начале 2015 года это противостояние достигло апогея. Городской центр размещения рекламы подал на банкротство операторов-должников, а вице-губернатор Александр Говорунов в феврале выдвинул ультиматум: кто не предоставит график погашения долга, тот будет удален с рынка.
Ранее "ДП" писал, что петербургский депутат Марина Шишкина предлагала пополнить городской бюджет за счет крупных штрафов за незаконное размещение рекламных конструкций.
В соответствии со ст. 14.37 КоАП эксплуатация рекламных конструкций без разрешения влечет наложение штрафа на юрлиц в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей. Потенциально в Петербурге под такие штрафы попадают большинство участников рынка. Депутат ссылалась на данные Контрольно-счетной палаты СПб на февраль 2015 года: из 11 тыс. рекламных конструкций у 9630 (это 85%) истекли сроки договоров на установку и эксплуатацию. По Бюджетному кодексу, штрафы за нарушение законодательства о рекламе подлежат зачислению в федеральный бюджет (40%) и в бюджет субъекта РФ (60%). По подсчетам Марины Шишкиной, при 100%-ном привлечении к административной ответственности всех, чья наружная реклама оказалась вне закона, поступления в бюджет Петербурга могут возрасти на 2,8-5,7 млрд рублей (в зависимости от размера штрафа). Это почти 1% от доходной части бюджета Петербурга на 2015 год. Однако этот законопроект был отклонен.
По подсчетам "Эспар-аналитик", в 2014 году петербургский рынок наружной рекламы из-за демонтажа сократился на 6%, до 22,3 тыс. сторон. За последний год средняя коммерческая загрузка наружной рекламы в Петербурге снизилась с 73 до 68%. Объем рынка в денежном выражении, по предварительным оценкам, сократился до 4,5-4,6 млрд рублей. "Проблема петербургского рынка не в недостаточном количестве санкций, а в том, что нет торгов на право размещения наружной рекламы", — уверена руководитель петербургского офиса "Эспар-аналитик" Вера Дементьева. Объявленный летом 2014 года аукцион на установку и эксплуатацию 8,1 тыс. рекламных конструкций был отменен антимонопольной службой — его условия были сформулированы некорректно. При вице-губернаторе Александре Говорунове создана рабочая группа с участниками рынка, которая обсуждает адресную программу размещения наружной рекламы в Петербурге и условия новых торгов, но до завершения работы еще далеко, рассказал "ДП" один из ее участников, генеральный директор ООО "Премиум аутдор медиа" Сергей Колесников.