Объединенная судостроительная корпорация готова покрыть половину потребности российских судовладельцев в судах "река-море", построив до 2030 года 458 судов. Однако эксперты сомневаются, что большинство судов будет строиться в России.
Объединенная судостроительная корпорация готова до 2030 года построить российским судовладельцам 458 судов — это половина от заявленной совокупной потребности отечественных судовладельцев в судах «река-море», заявил Владимир Рачин, руководитель дирекции программы «Суда «река-море» ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) на конференции «Российское судостроение».
По словам Владимира Рачина, из общего объема 185 единиц — это морские суда для освоения шельфа, 43 — морские транспортные суда, 128 судов для внутренних водоемов, 81 рыбопромысловое судно и 21 ледокол.
При этом эксперт сомневается, что большинство судов будет строиться в России, так как здесь строить достаточно дорого. Наибольшие сомнения из всего списка вызывают рыбопромысловые суда, отметил Владимир Рачин. По его словам, строительство промысловых судов обходится в России значительно дороже, чем за границей, например в Китае. «У нас выше стоимость электроэнергии, дороже кредиты», — пояснил Владимир Рачин.
Его сомнения по поводу конкуренции со стороны китайских судостроителей развеял Альберт Выговский, управляющий директор ОАО «Северо-Западное пароходство»: «Мы строили в Китае судно — его доставка в европейскую часть России обошлась нам в $500 тыс. Затем пришлось потратить время и средства на устранение недочетов, которые невозможно было выявить при приемке судна. А в адрес судна, которое мы построили здесь, на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, у нас практически не было нареканий».
По мнению Альберта Выговского, государство могло бы эффективно стимулировать скорейшее обновление торгового флота, ускорив введение судового утилизационного гранта — это единовременная выплата средств из госбюджета судоходной компании при утилизации старого судна.
Напомним, распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 года № 2514-р была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». В ней подпрограммой 4 «Государственная поддержка» предусмотрено «формирование утилизационных фондов применительно к отдельным группам судов (рыбопромысловые, пассажирские внутреннего плавания)».
Ранее заместитель министра транспорта России Виктор Олерский заявлял, что без программы судового утилизационного гранта новый пассажирский флот точно не построить.
По словам эксперта, запуск такой стимулирующей программы весьма выгоден государству: оно получит в бюджет почти вдвое больше средств, чем потратит на стимулирующие меры.
Так, по оценкам Альберта Выговского, в 2015-2021 годах планируется построить 260 торговых судов, стоимостью 0,5 млрд рублей каждое. Размер судового утилизационного гранта на одно судно составит 50,38 млн рублей, а налоговые отчисления от строительства одного судна — 81 млн рублей.
Потенциал рынка строительства новых речных судов, по оценкам экспертов, чрезвычайно велик: из общего количества речных судов (около 14 тыс. единиц) 33% старше 40 лет и подлежат замене и только 3% моложе 20 лет.