В торгово-развлекательных комплексах Петербурга уровень свободных площадей увеличился в I квартале 2015 года по сравнению с IV кварталом 2014 года с 5,5 до 6,5% (1% соответствует примерно 25 тыс. м2), подсчитали в Colliers International.
До конца 2015 года доля вакантных площадей будет только увеличиваться, причем арендаторы уходят даже из успешных торгово-развлекательных комплексов, говорят брокеры.
"Мы ожидаем, что в условиях сокращения числа магазинов многих ретейлеров уже к середине года мы увидим ситуацию, когда наименее качественные торговые центры будут показывать вакантность более 30-40%, а к концу года еще выше. При этом в наиболее качественных торговых комплексах с удачным расположением появятся бренды, которые раньше не могли позволить себе открывать магазины в топовых проектах как в силу высокой ставки, так и в силу позиционирования ТЦ", - считает генеральный директор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев.
По оценке ASTERA, сейчас уровень вакантных площадей в торговых центрах в среднем по рынку достиг 6-7% против 4% годом ранее. Ротация арендаторов в среднем по рынку составляет 10%.
"В этом году в крупных ТРК наблюдается снижение трафика на 10-22% по сравнению с аналогичными месяцами 2014 года. Кроме уменьшения трафика, есть еще и снижение размера среднего чека, которое также негативно сказывается на бизнесе ретейлеров", - говорит директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге Михаил Рожко.
По оценке компании Watcom (занимается подсчетом и анализом потоков посетителей в ТРК) Романа Скороходова, в Петербурге посещаемость в объектах крупного формата значительно лучше, чем в объектах малого формата. В Москве, например, наоборот. Это связано с тем, что в Петербурге малые ТЦ качественно отличаются от малых ТЦ Москвы - в них отсутствуют федеральные сети, как в объектах малого формата в Москве, и принципиально другой набор арендаторов.
Брокеры отмечают, что сегодня многие торговые центры испытывают трудности. Например, в торговом центре "Капитолий", расположенном на Коломяжском проспекте, весь третий этаж пустует, за исключением пары магазинов и фуд-корта. С занимаемых площадей съехало множество арендаторов, включая ресторан PizzaHut, который работал там достаточно долго. Аналогичная ситуация наблюдается в ТЦ "Адмирал" и "Заневский каскад", откуда съезжают много арендаторов - мелких магазинов одежды.
Заместитель директора отдела торговых площадей компании JLL в Петербурге Станислав Билень отмечает, что высокий уровень ротации арендаторов не является свидетельством успешности или неуспешности торгового центра, а скорее говорит о готовности собственников ТЦ договариваться с арендаторами.
Ротация арендаторов происходит постепенно, многие досиживают срок действия договоров, распродают остатки, готовятся к переезду в другие помещения, все это происходит не одномоментно, говорят эксперты коммерческой недвижимости.
По словам Михаила Рожко, хуже всего стали ощущать себя магазины одежды и обуви сегмента средний и средний плюс. Снизился средний чек у магазинов косметики, плохо себя чувствуют спортивные товары, товары для охоты и рыбалки, магазины бытовой техники и электроники. Фуд-корты в торговых комплексах столкнулись с падением трафика, а поскольку возможностей для снижения цены, сезонных распродаж и активных рекламных кампаний у них мало, многие из них закрылись. Выживают самые недорогие и низкозатратные точки, где человек может пообедать на сумму 150-200 рублей.