Смольный узаконивает практику по перекладыванию на застройщиков обязательств на создание инфраструктуры. Затраты инвесторов на строительство школ, детских садов и дорог не будут подлежать компенсации из бюджета.
В четверг, 9 апреля, завершается антикоррупционная экспертиза проекта постановления правительства "Об учете затрат на строительство объектов транспортной и социальной инфраструктуры при реализации проектов строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Петербурга". Документ размещен на сайте комитета по строительству.
Суть этого документа: если в городском бюджете не предусмотрено денег на создание дорог, школ, детских садов, поликлиник и других социальных объектов, то их создание обеспечивается "лицом, осуществляющим строительство и реконструкцию, за счет собственных средств в рамках затрат на создание основного объекта". Соответствующие затраты и убытки не подлежат компенсации за счет бюджета, сказано в постановлении.
Таким образом, Смольный официально закрепляет негласно сложившуюся в городе практику по перекладыванию на застройщиков затрат по строительству инфраструктурных объектов из-за отсутствия бюджетного финансирования.
2 года назад с подачи губернатора Георгия Полтавченко в Петербурге были пересмотрены взаимоотношения со строительными компаниями. Обязательным условием для согласования проектов по жилищной застройке стала готовность инвестора строить социальные объекты за свой счет и передавать городу. К началу этого года было подписано 34 соглашения с застройщиками о строительстве и безвозмездной передаче на баланс города 86 социальных объектов. И это не предел: городская программа по созданию объектов социальной инфраструктуры до 2020 года предусматривает привлечение суммарных затрат инвесторов на строительство социальных объектов в объеме 53 млрд рублей.
"Законность данного проекта с точки зрения его соответствия федеральному законодательству вызывает некоторые сомнения, — считает старший юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group Вера Рябова. — Толчком для его разработки, вероятно, стали участившиеся в последнее время требования отдельных строительных компаний возместить затраты на строительство инфраструктуры из городского бюджета. Например, ООО "Пионер" удалось выиграть судебный спор в трех инстанциях, однако Верховный суд РФ отменил решения нижестоящих судов и в возмещении затрат отказал. На наш взгляд, если затраты застройщиков не будут компенсироваться за счет налоговых льгот, как в Ленинградской области, принятие постановления в такой редакции станет ударом по строительному бизнесу в Петербурге".
В комитете по строительству на запрос "ДП" о причинах разработки этого документа не ответили.
Впрочем, судиться, как компания "Пионер," готовы единицы. Большинство застройщиков просто закладывают затраты на строительство детских садов и школ в стоимость жилья. По оценке АРИН, в себестоимости квадратного метра жилья в Петербурге доля затрат на строительство социальной инфраструктуры составляет 10%. По данным Центра исследований и аналитики ГК "Бюллетень недвижимости", средняя цена предложения квартир в новостройках на территории Петербурга в марте 2015 года составила 99 тыс. рублей за 1 м2.