Россия. Ленинградская область. Лесной саммит "Интерлес -Лисино". 12-я Международная специализированная выставка "ИНТЕРЛЕС".
08:3017 апреля 201508:30
753просмотров
08:3017 апреля 2015
Сбербанк банкротит собственника Волосовского лесоперерабатывающего комбината — ЗАО «Инок». Запустив производство плит для мебельной промышленности стоимостью 45 млн евро, компания не справилась с кредитной нагрузкой, и теперь владельца ЛПК одолевают кредиторы, которым он задолжал 1,5 млрд рублей.
Сбербанк РФ подал иски о банкротстве к ЗАО «Инок» и его дочерней структуре Волосовскому ЛПК (принадлежит на 50% ЗАО «Инок» и на 50% московской компании ООО «Эгира»). Сумма исков не уточняется. В Сбербанке и ЗАО «Инок» от комментариев отказались.
Согласно СПАРК, по итогам 2014 года Волосовский ЛПК был должен кредитным организациям 1,5 млрд рублей. При этом выручка составила 334 млн рублей, а чистая прибыль – 400 тыс. рублей. В 2013-2014 годах ЗАО «Инок» и Волосовский ЛПК, согласно СПАРК, получили иски от своих контрагентов на сумму более 200 млн рублей.
Как полагают собеседники, близкие к компании, речь идет о невозврате кредита, который компания взяла на создание производства трехслойных и пятислойных клееных плит для мебельной промышленности и деревянного домостроения. Как ранее сообщал «ДП», новая линия обошлась в 45 млн евро и была запущена в 2013 году, 65% средств на реализацию проекта предоставил Сбербанк.
На тот момент Волосовский ЛПК был единственным в России производителем многослойных плит из цельной древесины. Мощность производства после модернизации составила 1,5 млн м2 плит в год — рядом с действующим предприятием был построен цех в 5,5 тыс. м2. До этого Волосовский ЛПК выпускал только пиломатериалы — 120 тыс. м3 в год, его доля рынка на Северо-Западе оценивалась в 3-4%. Более 80% продукции шло на экспорт. Как отмечали тогда в компании, запуск нового производства позволил перейти на выпуск продукции с глубокой переработки древесины.
Однако участники рынка скептически отнеслись к планам производителя поставлять клееные плиты на российский рынок. Скептики сомневались, что продукция будет востребована в российском массовом деревянном домостроении из-за дороговизны по сравнению с другими материалами. При этом объем европейского рынка клееных древесных материалов для коттеджного строительства оценивался в 50 млн м2 в год.
Как говорит один из областных лесопромышленников, причиной трудностей, с которыми столкнулось предприятие, могла стать нехватка сырья, которое лесопромышленники предпочитают экспортировать, а также, как и предсказывали эксперты, дороговизна и невысокая востребованность продукции. «Сухие пиломатериалы подорожали за год на 15-17% за 1 м3, до 11 тыс. рублей за 1 м3. Неудивительно, что это сказывается на себестоимости производства и экономика не складывается на многих запущенных в последние несколько лет производствах», — рассуждает он.
Уже сейчас многие предприятия ощущают на себе последствия экономического кризиса, и Волосовский ЛПХ, скорее всего, станет не последним в череде банкротств переработчиков леса. По данным Ассоциации деревянного домостроения, в I квартале 2014 года малоэтажные деревянные дома составили около 40% от общего объема жилищного строительства в России. В прошлом году эксперты прогнозировали, что рынок будет расти на 10% в год. Теперь же их прогнозы весьма пессимистичны.
Генеральный директор «Русь НТ» Дмитрий Майоров говорит, что наблюдается резкий спад спроса на загородном рынке жилья, что связано с ухудшением условий ипотечного кредитования. Это коснулось и деревянного домостроения, и, как следствие, производителей материалов из дерева. «Думаю, премиальный сегмент просядет на 20-30%, а экономсегмент — в разы», — говорит Дмитрий Майоров.
Генеральный директор компании «Гринсайд» (производит клееный брус, проектирует и строит дома из него) Андрей Поляков говорит, что в связи с девальвацией рубля спрос на продукцию завода вырос в декабре и январе, а вот с марта — резко упал. «В перспективе будет развиваться дешевое каркасное домостроение, премиальный сегмент останется на том же уровне, но в целом покупательский спрос на деревянные дома падает. Второе полугодие будет тяжелее, чем обычно», — предрекает он.