Заправить автомобиль газом можно будет на привычных АЗС. "Газпром газомоторное топливо" обсуждает с частными топливными компаниями установку на их АЗС газовых модулей. Первыми станут несколько АЗС ПТК. Партнеры пока решают, как сделать проект прибыльным для всех.
Петербургская топливная компания ведет переговоры с "Газпром газомоторное топливо" об установке на своих АЗС модулей по заправке газовым топливом. Компании пока только изучают возможность сотрудничества — формализованных договоренностей нет. По предварительному плану инвестором выступит структура "Газпрома", а ПТК станет оператором. В обеих компаниях уточняют, что речь не идет об аренде АЗС целиком — только небольшого участка под газовый модуль. В топливной компании сейчас изучают потенциальный спрос со стороны частных предприятий. Потребление газового топлива с 410 млн м3 в прошлом году к 2020-му должно возрасти до нескольких миллиардов кубометров, рассчитывают в "Газпроме".
Как рассказал dp.ru генеральный директор ПТК Андрей Михеев, сейчас компании обсуждают количество и расположение станций, на которых будет дополнительно установлено оборудование для заправки газом. Топ-менеджер, однако, подчеркнул, что окончательное решение пока не принято и никаких документов еще не подписано. Компания высчитывает потребности клиентов, консультируется с крупными транспортными компаниями — планируют ли они переходить на новый вид топлива. О каких компаниях идет речь, Андрей Михеев не уточнил.
По его словам, основные параметры проекта станут известны летом. "В этом проекте для ПТК важна экономика, эффективность процесса", — говорит Андрей Михеев.
Компания "Газпром газомоторное топливо" ведет подобные переговоры и с другими игроками топливного рынка. Кроме "Газпром нефти", на двух петербургских АЗС которой уже есть подобные установки, компания обсуждает такое сотрудничество с "Газпром газэнергосетью", "Газпром нефтью", "ЛУКОЙЛом", "Татнефтью", "Башнефтью", рассказал dp.ru заместитель генерального директора компании Денис Корниенко. Подобным образом в компании намерены расширить сеть распространения газового топлива, снизив расходы. К тому же на реализацию таких проектов требуется гораздо меньше времени, чем на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, которые нужны скорее для заправки крупногабаритного транспорта, уточняют в пресс-службе.
"ПТК интересна нам тем, что это частная компания, не вертикально интегрированная нефтяная компания, а розничный поставщик. Безусловно, у компании будет своя выгода в этом проекте, уже есть несколько вариантов в плане расчетов, но деталей я пока рассказать не могу, — говорит Денис Корниенко. — Работа с ПТК станет пилотным проектом, на основе которого затем будем работать с другими представителями рынка. Критерии, по которым мы выбираем АЗС, — наличие рядом ключевых потребителей (чаще всего это транспортные компании) и близость транспортных потоков".
В городе не так много заправочных станций, площадь которых позволяет установить газовый модуль, соблюдая все необходимые нормы, объясняет расширение сети газовых станций за счет сторонних АЗС глава НП "Нефтяной клуб" Олег Ашихмин. По его словам, газовое топливо станет выгодным как для компаний, так и для потребителей, однако затраты на инфраструктуру столь высоки, что позволить их себе могут лишь совсем крупные компании или государство. Неудивительно, что инвестором в последнем случае выступает сам "Газпром газомоторное топливо". Объемы инвестиций не раскрываются.
"Чем больше охват, тем больше зона поражения, логично было бы поставить газовые модули на все существующие АЗС, чтобы у тех, кому они нужны, не возникало вопросов, где заправляться, — говорит Олег Ашихмин. — Что касается модернизации транспорта под газовое топливо, что лишает автомобиль гарантии производителя, то это вопрос не такой животрепещущий. Существенной части автомобилей все же больше 3 лет, чаще всего гарантия после этого срока уже закончилась, плюс автомобили, послужившие некоторое время, перепродают. Покупатели вторичных авто очевидно больше склонны к экономии, так что проблемы для обычных автолюбителей, можно сказать, нет".
В "Газпром газомоторное топливо" ожидают, что к 2020 году, когда до 50% городского транспорта и автомобилей городских служб должны будут перевести на газовое топливо, потребление по всей России вырастет до нескольких миллиардов кубометров. По итогам 2014 года в России потратили 410 млн м3 такого топлива. Только в Петербурге компания на сегодняшний день заключила уже 18 соглашений о заправке коммерческого транспорта природным газом. Сегодня в городе строятся шесть газонаполнительных компрессорных станций, сообщили в пресс-службе компании. Первую запустят в конце 2015 года, еще пять — во второй половине 2016-го. По планам к 2017 году в Петербурге создадут сеть из 25 таких пунктов.
Перевести половину городской техники к 2020 году на газ в городах с населением больше 1 млн человек предписывает постановление правительства, подписанное в 2013 году. Для городов, в которых живет больше 300 тыс. человек, доля техники на газе должна составить 30%; для городов с населением более чем 100 тыс. человек — до 10%.
Количество техники на балансе городских коммунальных и дорожных служб в петербургском комитете по транспорту оперативно подсчитать для dp.ru не смогли. Однако сообщили, что в начале прошлого года только "Пассажиравтотранс" купил 45 автобусов на газовом топливе, еще две уборочных машины купил жилищный комитет.
Пока рост спроса на подобное топливо в России стимулирует в основном сам "Газпром" — компания остается его основным потребителем. Продажи техники на газе с 2012 года выросли с 559 автомобилей на газе до 2170 в 2014 году, отмечается на сайте "Газпром газомоторное топливо". Больше половины этой техники — 1674 автомобиля — купили дочерние структуры "Газпрома". Сегодня в их автопарках 6522 грузовых, специальных и пассажирских автомобиля, которые заправляют газом.
Накануне глава правления компании Алексей Миллер заявил, что половину автопарка "Газпрома" на газ переведут уже к 2017 году, к концу 2015 года эта доля составит 30%. Большая часть парка компании состоит из КамАЗов. С заводом уже есть соглашение на этот счет, отметил вчера топ-менеджер. Ранее представители КамАЗа сообщали, что через несколько лет будут ежегодно собирать до 10 тыс. автомобилей на альтернативном топливе. Инвестиции в это направление составили 2 млрд рублей.