27 апреля был последний день сдачи декларации по НДС за I квартал 2015 года по новым правилам. Изменения в сфере электронного документооборота обернулись кошмаром для бизнесменов. Тех, кто не успел, ждет наказание: штраф или блокировка счета компании.
Вчера был последний день сдачи декларации по НДС за I квартал 2015 года. Количество отправляемых в последний момент документов было настолько велико, что у некоторых операторов, обеспечивающих электронный документооборот, с трудом справлялись серверы.
Но похоже, что многие компании так и не успели отправить документы в срок, так как не разобрались в нововведениях ФНС. Это грозит им самое малое штрафами: 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц, но не более 30% всей суммы. Но не исключена и блокировка счетов.
Лишь бы сдать
С этого года налогоплательщики должны к декларации по НДС прилагать книги учета покупок и продаж в электронном виде. Это данные о всех счетах–фактурах, по которым компания начислила налог и заявила вычеты. Проблема в том, что книги покупок и продаж у многих российских предприятий далеки от идеала в силу того, что данные в них заносятся вручную, объясняют драматичность ситуации в компании "1С", крупнейшем в России производителе систем автоматизации предприятий. По данным "1С", больше всего неточностей при ведении книг допускает средний и малый бизнес, но есть прецеденты, когда с ситуацией не справляются и представители крупного бизнеса.
"ФНС еще 2 года назад распорядилась подготавливать сдаваемые документы в новом формате, в том числе и книги покупок и продаж, но, конечно, никто этого не делал, — отмечают в "КОРУС Консалтинг СНГ", который занимается передачей отчетностей и декларацией. — Теперь распоряжение носит обязательный характер. И у клиентов начались проблемы. Как правило, их учетные системы не готовы к формированию деклараций НДС в новом формате". В УФНС по Петербургу на запрос "ДП" вчера не ответили. А в "КОРУС Консалтинг СНГ" указывают на странный факт: в этом году компания подготовилась к резкому увеличению объема передаваемых данных из–за нововведений, но этого не произошло. В "Корусе" предполагают, что многие их клиенты сдали отчетность по старым требованиям, чтобы не нарваться на штраф за срыв сроков: в новых правилах они не разобрались, но надеются на дополнительное время от ФНС для исправления ошибок. Однако напомним, что в марте расчетные счета нескольких десятков компаний — среди них ООО "Глобус–СПб", ООО "СПб Контур" и другие — были заблокированы как раз за то, что подали декларации в бумажном виде вместо электронного. Подробнее об этом читайте тут.
История вопроса
Книга учета покупок и продаж предназначена для контроля фискальных органов за расчетом основного налога в бюджете — НДС. В книге отражены все платежи организации, содержащие НДС: входящие и исходящие. Проблема для налоговой испекции при проверке по этой книге всегда заключалась в необходимости проведения встречных проверок всех организаций, которые в этой книге упомянуты, прежде всего поставщиков, на которых списывается НДС. Это требовало письменных запросов к этим организациям, физических поисков их с целью получения встречных документов и выявления, куда подевался НДС.
В нынешней ситуации бизнес усматривает плюсы и минусы: с введением электронной отчетности работа бухгалтера предприятия сильно упростилась, справки и уведомления из налоговой стали приходить мгновенно, ходить в налоговую "с поклоном" больше не нужно, так как все автоматизировано и обезличено. Кроме того, курьеры или сами бухгалтеры перестали почти ежедневно ходить на почту и отправлять мешки корреспонденции. К минусам опрошенные "ДП" эксперты относят тот факт, что сверки бухгалтерской отчетности стали происходить мгновенно. Если раньше компания отправляла деньги через несколько контрагентов в офшор и об этом приходил запрос, например, из налоговой инспекции Якутии, то можно было успеть доставить деньги туда, куда требовалось, пока ответ шел в Якутию почтой. Теперь движение денег отслеживается мгновенно. Зоя Винниченко, глава производственного предприятия "Новые технологии", рассказывает о том, что электронная форма отчетности, в общем, не принесла никаких неудобств, а книга учета покупок и продаж, по ее мнению, помогает налоговым инспекторам точнее отслеживать уплату НДС. "Если раньше бухгалтер могла производить расчеты НДС навскидку, то теперь в этом деле требуется точность, — говорит Зоя Винниченко, — и все сверки по НДС происходят очень быстро".
Предприятия и предприниматели, работающие на упрощенке, вмененке или по патенту, в большинстве случаев НДС не платят и избегают контрагентов — плательщиков НДС. Ярослав Шклярский, глава ассоциации торговых предприятий "Союз", курирует несколько десятков несетевых продуктовых магазинов в Петербурге. Он рассказывает, что его магазинов нововведение не коснулось. Елена Никифорова, главный бухгалтер ЗАО "Информатика–СПб", говорит о том, что теперь и во многих других ведомствах неохотно принимают или вовсе не принимают документы на бумаге. Например, Пенсионный фонд, несмотря на то что по закону предприниматели имеют право сдавать документы в любой форме, принимает их только в электронном виде. "Большинство компаний к этому привыкли и понимают обоснованность такого требования", — заключает она.
Стать прозрачным
ФНС со своими новыми требованиями стимулирует к росту рынок электронного документооборота (ЭДО). Но теперь речь идет уже не об отчетностях, а о новом сегменте — межкорпоративном ЭДО. Это все документы о сделках между компаниями, которыми они обмениваются в электронном виде. Конечно, никто не обязан в этом участвовать, но фактически только таким способом можно сделать идеально чистую и гладкую книгу учета покупок и продаж. В 2015–2016 годах рынок межкорпоративного ЭДО вырастет в 3–4 раза — во многом благодаря нововведениям ФНС, полагают в "1С". Аналитики J’son & Partners Consulting считают, что уже в этом году рынок вырастет в 5 раз, с 400 млн рублей в 2014 году до 2 млрд в 2015–м. В России действует около 100 операторов ЭДО, но 85% клиентов обслуживает пятерка лидеров: "СКБ Контур", "КОРУС Консалтинг СНГ" (принадлежит Сбербанку и работает с его клиентами), "Такском", "Калуга–Астрал", "Тензор".
Фирма "1С" уже интегрировала услуги компаний "Такском" и "Калуга–Астрал" в свое бухгалтерское ПО и до конца года намерена подключить еще двух операторов из числа лидеров.
Тормозящий фактор рынка только один: далеко не все компании хотят делать свои сделки абсолютно прозрачными и работать полностью по–белому.
“
Налоговую декларацию во многих компаниях привыкли набивать вручную. Часто встречается ситуация, когда данные в книгах покупок и продаж у контрагентов не совпадают из–за ошибок при ручном вводе. Но раньше никто не боялся проверок, так как книги покупок и продаж проверялись долго, документы ФНС запрашивала точечно. Теперь же ФНС внедрила автоматизированную систему сверки. Уже через несколько дней после сдачи вам может прийти множество запросов на уточнение по вашим документам, и у вас есть до 11 дней, чтобы на них ответить, иначе будут заблокированы счета.
Артем Танан
руководитель проектов "Обмен электронными документами" фирмы "1С"
“
Новация 2015 года в том, что все книги учета покупок и продаж по закону должны быть выставлены в Интернете в единой федеральной базе. Теперь встречные проверки контрагентов может проводить любой уполномоченный чиновник или даже программа, которая одним запросом создаст список всех уклонистов. Проблема только в том, что пока такой единой базы нет, да и вряд ли она технически возможна. Насколько известно, в этом году база всех платежей с НДС может быть реализована только в рамках регионов. Но уже это облегчит работу налоговой и повысит собираемость НДС процентов на двадцать.
Анатолий Симонов
президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий