18:5930 апреля 201518:59
277просмотров
18:5930 апреля 2015
Журналист Владислав Бачуров рассказывает, какие проблемы ждут "Зенит-Арену" после окончания строительства.
После отставки вице–губернатора Марата Оганесяна, при котором злосчастный долгострой на Крестовском стал приобретать наконец облик стадиона, опять возникает вопрос: а не превратится ли это строительство в некий непрекращающийся процесс? Не станет ли этот стадион нашей Саграда Фамилия?
Я могу сделать прогноз, при этом не очень сильно рискуя. Я не был на стройке, не могу оценивать качество работы, так что считайте это даже не предположением, а просто моей фантазией. Так вот — мне кажется, что к чемпионату мира по футболу построить его успеют. Хотя надо на год раньше, ведь за год до чемпионата мира в стране–организаторе проходит генеральная репетиция главного футбольного турнира в мире. В 2017 году на стадионах, которые примут чемпионат мира 2018 года, пройдет Кубок конфедераций — традиционный турнир, в котором принимают участие чемпион мира по футболу (сборная Германия), хозяин турнира (сборная России) и шесть победителей континентальных турниров: чемпион Европы 2016 года, победитель Кубка Азии 2015 года (им стала сборная Австралии), победители последних турниров сборных Южной Америки, Северной Америки, Африки и Океании.
Так что сделают до июня 2017 года. Потом еще год можно будет подкрашивать и подкручивать. Пройдет чемпионат мира — хорошо пройдет, успешно. У нас все такие государственного уровня мероприятия проходят на уровне — мы за ценой не стоим. А вот потом (можете считать это злопыхательством) надо будет провести косметический ремонт, потому что что–то уже начнет сыпаться, кое–где что–то отвалится, портрет покосится, стулья потрескаются, что–нибудь обязательно лопнет. Например, канализация. Конечно, может быть, раз так долго строят — то, как пирамиду Хеопса, на века. И я бы готов был в это поверить, но что–то внутри тянет меня за язык и заставляет задавать опять эти неприятные вопросы, которые все уже задают много лет: почему так долго и почему так дорого?
В июне 2006 года я был на последнем матче на стадионе имени Кирова: тогда "Зенит" сыграл вничью с "Динамо" 0:0. Трибуны уже тогда начали разбирать, так что знаменитый 33–й сектор был затянут материей. После этого матча начался демонтаж. Скоро этой стройке исполнится 9 лет. За это время прошли чемпионат мира по футболу в Германии с прекрасными и недорогими новыми стадионами, чемпионат Европы в Австрии и Швейцарии, первый чемпионат мира в Африке — в ЮАР, где, скажу вам по секрету, тоже построили стадионы. Вам будет обидно вспомнить, что Украина вместе с Польшей справились с проведением чемпионата Европы — 2012 (к этому времени, кстати, по плану наш стадион должен был уже работать 2 года), прошел чемпионат мира в Бразилии.
Еще обиднее для петербургских болельщиков то, что "Спартак" гораздо позднее начал строить и уже построил, да не только построил, а уже играет на своем стадионе, став самым посещаемым клубом в стране. Мы же все смотрим на нескончаемую стройку и покачиваем головой.
Вот Геннадий Орлов тоже недоумевает: "Удорожание и увеличение длительности строительства объясняют сложными техническими решениями: у стадиона должны быть раздвижная крыша, выдвижное поле… Спору нет, в нашем климате (особенно инвестиционном) хорошая крыша — вещь крайне нужная, но так ли нужно выдвижное поле? Да, трава у нас растет не круглый год, но ведь перестелить газон сегодня стоит не так дорого (по меркам стадиона, конечно): миллион евро максимум. Неужели стадион на 70 тыс. человек не принесет дохода достаточно, чтобы раз в год нельзя было в случае необходимости вновь уложить газон? Это ведь меньше 15 евро на одного зрителя в год… О том, что стадион должен соответствовать требованиям ФИФА, вспомнили спустя несколько лет после начала строительства, когда на объекте появилась международная комиссия и пришлось многое переделывать. Зато сиденья закупили сразу — и в полном объеме. И почему–то кажется, что придется их покупать снова…" Много говорят о возможных уголовных делах после окончания строительства. Это вызвало бы понимание в обществе. Но мы знаем, что победа списывает все. Ведь известно, как строили в Сочи. Сколько писали, что после Олимпиады начнутся посадки. Но Олимпийские игры были выиграны — неожиданно и триумфально, и, как часто бывает, все недовольство улетучилось, вся злоба рассосалась.
И под конец еще одна цитата из Геннадия Орлова: "Один российский общественный деятель, избравший своей профессией борьбу с разного рода злоупотреблениями, как–то заметил: ужасно, конечно, что воруют. Но еще ужаснее, что на один и вправду украденный рубль у нас приходится десять бездарно потраченных. Боюсь, что в случае со строительством стадиона эта пропорция выглядит еще печальнее".
Не только я думаю, что после чемпионата мира стадион еще придется приводить в порядок и исправлять то, что по умыслу или без было сделано халтурно. Вот только будут ли последствия — зависит от итогов турнира. Если все во время международного праздника пройдет отлично, что ж — простим и выделим деньги из бюджета на устранение недоделок.