Экономист Дмитрий Прокофьев подробно и в цифрах рассказывает, как работала экономика СССР во время Великой Отечественной войны, а также о том, как союзники помогали нам ковать победу.
Росстат сделал важнейшее дело, выпустив статистический сборник, посвященный экономическому положению СССР в годы войны. Как сказано в официальном релизе, справочник "…несомненно, поможет заполнить существующие информационные пробелы в восприятии целостной картины жизни страны…"
Цифры — для тех, кто умеет видеть за ними жизнь, — представляют собой крайне занимательное чтение. И поводов для заполнения информационных пробелов книга дает множество. Например, дорогого стоит упоминание того факта, что в 1941 году Советский Союз потерял 30% посевных площадей, а в 1942–м — уже 40%. За годы войны в Красную армию было призвано 29,4 млн человек (в дополнение к 5 млн, уже стоявшим под ружьем в 1941 году). На питании солдата экономить нельзя. Откуда взялось продовольствие, необходимое не только красноармейцам на фронте, но и рабочим у станков? Справочник отвечает на этот вопрос, приводя данные об импорте продуктов питания, правда указывая их не в тоннах, а в рублях. В 1941 году этот импорт оценивался в 29 млн рублей, в 1942–м — уже в 548 млн, а в 1943–м — почти в 2,5 млрд.Много это или мало? Количественные данные поставок по ленд–лизу давно не являются секретом — 238 тыс. т мороженого мяса, 2 млрд (два миллиарда!) банок мясных консервов, 110 тыс. т яичного порошка… Этот бесценный во всех смыслах груз был доставлен знаменитыми "полярными конвоями". За годы войны в северные порты СССР прибыло 811 транспортов. Потеряно было 38 советских и 77 союзнических судов. 17 британских военных кораблей погибли, защищая сухогрузы и танкеры.
Рассказывая о промышленном производстве в СССР в военные годы, справочник Росстата оперирует тысячами штук, сообщая, что отечественная промышленность выпустила 103 тыс. танков и САУ, а также 112 тыс. самолетов. Можно было указать, что союзники доставили в СССР еще 12 тыс. танков и 22 тыс. самолетов, но справочник оценивает такие поставки в рублях, делая исключение только для автотранспорта. За годы войны Красная армия получила 367 тыс. американских грузовиков. Собственное производство грузовых машин в СССР составило 312 тыс. Приводя сведения об объемах выпуска различной продукции, создатели справочника, к сожалению, опустили информацию о производстве цветных металлов, например алюминия, необходимого для производства самолетов. Интересно было бы сравнить советское производство с поставками цветных металлов по ленд–лизу, составившими 802 тыс. т.
Некоторые сведения справочника могут вызвать удивление. Например, сообщается, что в 1941 году в СССР было произведено 33 тыс. железнодорожных вагонов, а в 1942 году — уже 147 (не тысяч, а единиц), в 1943–м — 108, а в 1944–м советская промышленность выпустила только 13 вагонов. Одновременно справочник рассказывает о росте грузооборота железных дорог, что понятно, ведь война требовала перевозки сотен тысяч солдат и миллионов тонн грузов. Но все встает на свои места, если вспомнить, что союзники поставили Советскому Союзу 11 тыс. вагонов, 94 тыс. т колес, осей и колесных пар, а также 1911 паровозов (СССР за годы войны произвел 92 паровоза, правда, Росстат об этом не говорит). Зато он упоминает, что в годы войны было разрушено 65 тыс. км железнодорожной колеи. Ну что же, ответом союзников стала доставка 620 тыс. т железнодорожных рельсов. Настойчивая денежная оценка ленд–лиза вместо количественной может создать у читателей впечатление, что Советский Союз за что–то платил. Но об оплате $10 млрд стоимости военных поставок речи не было никогда — в точном соответствии с законом о ленд–лизе и соглашениями между СССР и США, согласно которым товары, использованные во время войны, оплате не подлежали. В 1951 году президент Трумэн предложил СССР вернуть $800 млн из миллиардного кредита, предоставленного еще летом 1941 года. Товарищ Сталин соглашался на $300 млн, однако переговоры по этому вопросу затянулись на полвека, и в итоге сделанные выплаты с учетом инфляции не превысили 1% стоимости ленд–лизовских поставок.
Читайте также:
Новость
День Победы: Александр Вахмистров
В сущности, история военной экономики Второй мировой войны — это история о том, что даже такая высокотехнологичная и хорошо организованная промышленность, как германская, не смогла противостоять объединенной мощи антигитлеровской коалиции. Глобальный мир одерживает победу над автаркией — такой урок можно вынести из этой истории.