Банк "Санкт-Петербург" пытается взыскать 752 млн рублей с фирмы "Соло", через которую банк участвовал в громких инвестпроектах. В их числе реконструкция "блокадной" электроподстанции и редевелопмент трамвайного парка на Васильевском острове.
На прошлой неделе
банк "Санкт–Петербург"
подал в арбитраж иск о взыскании 752 млн рублей с ООО "Соло". Фирма, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Евгению Калинину, финдиректору ИК "Ренорд–инвест", близкой самому банку. В пресс–службе "Санкт–Петербурга" подтвердили наличие долга, но от комментариев отказались. Евгений Калинин также воздержался от комментариев. Между тем, как выяснил "ДП", через "Соло" банк участвовал в ряде громких инвестпроектов, в числе которых реконструкция знаменитой "блокадной" электроподстанции у Цирка на Фонтанке и редевелопмент трамвайного парка на Васильевском острове.
"Соло" на подстанции
ООО "Соло" было основано в 1998 году несколькими топ–менеджерами и акционерами банка "Санкт–Петербург": гендиректором ИФК "БСПб" Николаем Локаем, советником по правовым вопросам ИК "Ренорд–инвест" Еленой Гончарук, выходцем из ИК "Адекта–капитал" Леонидом Зеленовым и др. Состав совладельцев несколько раз менялся, но с ноября 2011 года Евгению Калинину принадлежат все 100% ООО "Соло".
Судя по балансу "Соло", кредит банка "Санкт–Петербург" в 740 млн рублей прошел через фирму в 2011 году. В этот период, по данным СПАРК, компания владела 50% ООО "Ройял гарденс отель" и 51% ЗАО "Телеград". Первая компания владеет правами реконструкции под отель электроподстанции на наб. реки Фонтанки, 3А (у Цирка на Фонтанке), а вторая была создана под ГЧП–проект реновации территории бывшего трамвайного парка на Васильевском острове.
Проблемы у арены
Сейчас отель у Цирка на Фонтанке безуспешно пытается построить "Группа ЛСР", которая купила проект в 2013 году. Но изначально идея превратить подстанцию в гостиницу принадлежала совладельцу "Корпорации С" Николаю Сергеенко, который и учредил в 2006 году ООО "Ройял гарденс отель". В 2009 году Смольный предоставил ГУП "Горэлектротранс" участок под электроподстанцией площадью 1,87 тыс. м2 для реконструкции ее под апарт–отель общей площадью 8,7 тыс. м2 с подземным паркингом и офисами. В 2010 году "Горэлектротранс" передал инвестиционные права "Ройял гарденс отелю", вскоре после чего Николай Сергеенко продал 50% своей компании в пользу ООО "Соло", которое в 2011 году уступило долю другой структуре банка "Санкт–Петербург" — ООО "Глобал консалтинг". Но приступить к реализации проекта партнерам не довелось: со сменой губернатора его согласование в Смольном затормозилось.
В августе 2013 года структуры банка перепродали свою долю "Группе ЛСР", а в начале 2014 года группа выкупила и долю Сергеенко. Но и ЛСР "блокадная" подстанция (она обеспечивала электричеством трамваи в блокадном Ленинграде) не сдалась: девелопер натолкнулся на жесткое противодействие со стороны городских чиновников, депутатов и градозащитников. Зданию в апреле 2014 году был присвоен статус памятника, что поставило на проекте крест. Попытки ЛСР пролоббировать снятие охранного статуса ни к чему не привели, отказали группе и в возмещении из бюджета затрат на проект, составивших 400 млн рублей.
Трамвай "нежелание"
Другой проект "Соло" — ЗАО "Телеград". Эта компания в 2007 году получила под изыскания территорию 8 га бывшего трамвайного парка на Васильевском острове, которую планировалось пустить под деловую застройку общей площадью 122 тыс. м2. В 2010 году власти запустили проект реновации в формате ГЧП, где инвестором считалась венгерская девелоперская группа Trigranit. Но де–юре акционерами "Телеграда" были "Соло" (51%) и американская Intra Communications Inc. (49%). Этот проект также столкнулся с противодействием градозащитников, и в 2012 году, также при новом губернаторе, Смольный отказался от участия в ГЧП и расторг инвестдоговор. Потери инвесторов составили около 350 млн рублей.
Боевая единица
Впрочем, по одной из версий, "Соло" и не собиралось тратить 740 млн рублей на эти проекты. Дело в том, что фирма использовалась банком "Санкт–Петербург" для работы с активами должников. Она участвовала в борьбе за активы групп "Рубеж" Василия Верюжского, "Осло марин" (OMG) Виталия Архангельского и др. Далеко не все должники смирились с потерей активов. В частности, Виталий Архангельский сейчас в суде Лондона требует с банка компенсацию 500 млн евро за отъем страховой компании "Скандинавия" и "Западного терминала" (в торгах по отчуждению которых, кстати, участвовало "Соло"). В этой связи не исключено, что иск банка к "Соло" имеет целью ликвидацию компании, которая сделает невозможным возврат активов бывшим собственникам.