Антимонопольная служба отменила аукционы на ремонт дорог в 14 районах Ленобласти за 2,2 млрд рублей по жалобе от одного из участников. Год назад такая же ситуация складывалась в Петербурге и поставила под угрозу весь дорожно-ремонтный сезон.
В Ленобласти разгорается скандал вокруг аукционов на ремонт региональных дорог в период 2015-2017 годов за 2,2 млрд рублей. Подряды на эти работы до сих пор не распределены, хотя сезон дорожного ремонта уже начался. На этой неделе антимонопольная служба (УФАС по Ленинградской области) отменила 14 аукционов на эти работы. Это означает, что подрядчики выйдут на объекты только летом. Год назад такая же ситуация складывалась из-за жалоб на дорожно-ремонтные конкурсы в Петербурге, после чего подрядчики завершали ремонт в авральном режиме осенью.
Подозрительная путаница
Основанием для отмены 14 аукционов в Ленобласти стала жалоба от одного из участников, московского ЗАО "Главэнерго" Олега Дюжева. Ранее фирма работала в Москве, строила молочно-товарную ферму в Твери, реконструировала бизнес-центры в Москве и так далее. В этом году она стала выходить на дорожно-ремонтный рынок Ленобласти.
В компании поясняют, что обнаружили серьезную путаницу в условиях закупки — в цифрах, требованиях к материалам и к самим работам. Это позволяло бы заказчику легко отклонить ту или иную заявку. "Мы рады, что Антимонопольная служба приняла объективное решение", — говорят в компании.
В УФАС Ленобласти действительно встали на сторону подрядчика. "Нас удивляют действия должностных лиц комитета по дорожному хозяйству Ленобласти, которые пытаются действовать по правилу "не мытьем, так катаньем", — прокомментировал ситуацию руководитель УФАС Ленобласти Александр Плетешков.
Это не первая отмена аукционов. Ранее на их условия уже жаловалось ООО "Империал", причем компания указывала на ту же самую путаницу в условиях, и Антимонопольная служба потребовала устранивать нарушения. После правок конкурсы объявили 30 апреля. "Неясно, по какой причине все незаконные требования опять были возвращены в аукционную документацию", — говорят в УФАС.
Также на конкурсы жаловалось ООО "Эско", лидер дорожно-ремонтного рынка Ленобласти (выполняла до 80% дорожного госзаказа). В компании тоже считают, что условия конкурсов составлены так запутано, что позволяют заказчику субъективно рассматривать заявки участников, допускать одних и отклонять других. Примечательно, что эту самую первую жалобу УФАС Ленобласти отклонил, а последующие две жалобы с тем же содержанием от "Империала" и "Главэнерго" признал обоснованными.
В комитете по дорожному хозяйству Ленобласти собираются исполнить требования антимонопольщиков и одновременно с этим обжаловать решение УФАС в Арбитражном суде. Однако пока заявление подано не было. Обычно заказчик либо исполняет решение УФАС, либо обжалует его.
Председатель комитета Михаил Козьминых считает, что жалобы готовят не строители, а профессиональные жалобщики — компании, которые оказывают юридическую поддержку подрядчикам, недовольным госзаказом. Объем этого рынка в Ленобласти оценивается в 500 млн рублей. Его объем в Петербурге — 4 млрд рублей. Существование такого рынка официально принято отрицать. Ранее "ДП" уже подробно рассказывал о нем.
Лидеры и их проблемы
Аукционы на 2,2 млрд рублей были объявлены впервые еще в феврале 2015 года. Каждый из подрядов предполагает текущий ремонт (замена верхнего слоя асфальта) на дорогах в одном из 14 районов Ленобласти. Деньги выделяются на период до 2017 года. В каждом из аукционов прописано, когда и какие работы нужно проводить в районе. На 2015 год предусмотрен ремонт общей стоимостью около 500 млн рублей.
Ранее были распределены работы по содержанию дорог (ямочный ремонт и уборка) на тот же период до 2017 года стоимостью еще 2 млрд рублей. Кроме государственных предприятий и единственного традиционного коммерческого игрока "РемСэд" подряды получили фирмы "НордСтройТранс" и "Эско". При этом "НордСтройТранс" получила почти 1 млрд рублей. Такой стремительный выход новичка вызвал удивление у компаний дорожно-строительного рынка, теперь они полагают, что и в нынешних аукционах часть подрядов получит новичок "НордСтройТранс".
Объем дорожно-ремонтного рынка в Ленобласти оценивается в 7 млрд рублей, из которых больше половины — деньги от Росавтодора, которые выделяются из федерального бюджета на федеральные трассы. В региональном областном заказе кроме "Эско" лидируют "Корпорация Евротракт" и "Вега–2000". Их главные конкуренты — крупные петербургские подрядчики, такие как "АБЗ-Дорстрой" или "Гермес", входящее в ГК "Возрождение". Но они не участвовали в нынешних конкурсах, по данным dp.ru, по той же причине запутанности конкурсной документации, которая наводит на мысли о предопределенности результатов.
Ровно год назад дорожно-ремонтный рынок Петербурга, объем которого составляет, по разным оценкам, от 38 до 50 млрд рублей, оказался в точно такой же ситуации, как и рынок Ленобласти сегодня. В конце мая 2014 года подряды на текущий ремонт в 14 конкурсах за 3,5 млрд рублей в Петербурге еще не были распределены из-за жалоб подрядчиков. В этом году такой ситуации в городе удалось избежать, и скандалы разворачиваются только вокруг подрядов на отдельные аукционы в пригородных районах.
Список спорных аукционов на 2,2 млрд рублей на ремонт дорог в Ленобласти до 2017 года:
– Ломоносовский район — аукцион на 81 млн рублей
– Выборгский район — аукцион на 622 млн рублей
– Приозерский район — аукцион на 166 млн рублей
– Гатчинский район — аукцион на 145 млн рублей
– Киришский район — аукцион на 106 млн рублей
– Тосненский район — аукцион на 80 млн рублей
– Кингисеппский район — аукцион на 85 млн рублей
– Сланцевский район — аукцион на 77 млн рублей
– Бокситогорский район — аукцион на 176 млн рублей
– Волховский район — аукцион на 121 млн рублей
– Подпорожский район — аукцион на 53 млн рублей
– Тихвинский район — аукцион на 90 млн рублей
– Лужский район — аукцион на 171 млн рублей
– Кировский район — аукцион на 220 млн рублей