Арт-критик Станислав Савицкий - о музее-квартире Иосифа Бродского.
В это воскресенье откроется музей–квартира И. Бродского. Ровно на один день. Бродский так и не вернулся в Россию. Он не приехал ни попрощаться с родителями перед их смертью, ни встретиться с бывшей женой и сыном, с которыми у него были натянутые отношения. Видеться со старыми друзьями поэт предпочитал за границей. И даже гостя в Хельсинки в начале 1990–х, он так и не собрался тогда уже в Петербург. Сначала возвращаться было рискованно, потом — некуда. Того Ленинграда, из которого Бродский эмигрировал в 1972–м, уже не было.
Тут все переменилось. А самое главное — Бродский, произнесший свою нобелевскую лекцию от лица частного человека, которого возмущало советское общество, ненавидел это государство, не ставящее ни во что своих граждан. И, по–видимому, даже после краха СССР он был уверен, что у страны, где он родился, нет будущего.
На фото: Работа над созданием музея Иосифа Бродского.
Музей поэта, открывающийся в бывшей коммуналке, где у его родителей было полторы комнаты, в общем–то, должен быть музеем отвращения к бесчеловечному государству и служения русской литературе. Ведь эти полторы комнаты знали и унижения отца Бродского, выгнанного с работы в годы антисемитских процессов, и все прелести коммунальной жизни (притом что эта коммуналка была еще сносная), и мечты начинающего поэта выбраться из этого мира, который он иначе, чем рабским и нищенским, не называл. Собственно, здесь он и начинал учить английский, чтобы эмигрировать и стать поэтом свободы. Коммуналка эта — далеко не самое веселое место для мемориала Бродского. Недаром так мучительно долго шла борьба за открытие музея. Друзья поэта и сотрудники Фонтанного дома год за годом расселяли эту квартиру, мотивировали спонсоров, занимались согласованием всего и вся с властями. В итоге за исключением одной комнаты, которую по настоянию ее хозяйки выгородили в отдельное жилье, коммуналка теперь в распоряжении музея.
24 мая можно будет посмотреть временную экспозицию, после чего музей закроют на год для создания постоянной экспозиции. На временной же рассказывается о детстве поэта, о его любви к Венеции, о том, как изменила его жизнь Нобелевская премия. Много принадлежавших его семье вещей, видеоматериалы, его фото и книги — все это собрали для музейной экспозиции его друзья. Пожалуй, это и должен был быть музей того круга, в котором в послевоенные и оттепельные годы формировался Бродский. Музей его друзей, музей их идеалов.