Объемы перевалки контейнеров в петербургском порту рухнули на 31%. Спад объясняют санкционной войной России и стран Запада, в результате которой резко сократился поток товаров. При этом в борьбу за остатки грузов вступают все новые и новые игроки.
Контейнерный оборот российских портов стремительно сокращается: по итогам I квартала 2015 года он упал в среднем на 23%, до 1 млн TEUs (эквивалент 20-футового контейнера). Такие данные приводит исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов РФ Серик Жусупов. Больше всего, по его словам, потеряли терминалы петербургского порта, которые всегда обрабатывали самое большое число контейнеров в РФ. Их оборот за первые 2 месяца текущего года сократился на 31%, до 392 тыс. TEUs.
Если эта тенденция сохранится, то по итогам 2015 года оборот российских терминалов достигнет минимального уровня за последние 5 лет — 3,8 млн TEUs. При этом петербургский порт перевалит за год 1,6 млн TEUs. А избыток мощностей превысит 66% с учетом того, что к концу года будет запущен контейнерный терминал в Бронке, который строит ООО "Феникс", подконтрольное Дмитрию Михальченко и Николаю Негодову.
Кто виноват?
Читайте также:
Новость
От контейнерных перевозок ждут падения и роста
Спад перевалки контейнеров Серик Жусупов объясняет санкционной войной России и стран Запада, в результате которой резко сократился поток товаров из Европы в Россию. Хотя, по мнению Серика Жусупова, влияние санкций ослабевает, падение импорта достигло минимума и вскоре ситуация стабилизируется, а со второй половины года, возможно, начнется рост импортного контейнерного оборота — товары пойдут из тех стран, которые придут на смену европейским поставщикам. "В результате по итогам года падение контейнерного оборота не превысит 20%", — надеется эксперт.
Однако стоит отметить, что негативное влияние на импорт оказали не только санкции, но и резкая девальвация рубля, повышение Банком России ключевой ставки в конце 2014 года. Из-за этих факторов потребительский и инвестиционный спрос на импортные товары в России сильно сократился. Предпосылок для его роста пока нет, отмечают многие аналитики, поскольку реальные доходы граждан сокращаются и многие инвестиционные проекты пребывают в замороженном состоянии.
Денис Негодаев, генеральный директор ООО "Трансфенника Раша", отмечает, что объемы импортных перевозок сокращаются по всем категориям грузов: от сельхозпродукции до оборудования.
Одновременно с этим, по словам эксперта, растет экспорт, в частности, пиломатериалов, появляются новые направления, например, из Российской Федерации начали вывозить в Европу бывшую в употреблении дорожно-строительную технику, магистральные тягачи, которые не находят теперь здесь применения.
Что делать?
Больше всего сейчас беспокоит участников рынка обострение конкуренции на фоне снижения грузопотока. "Запуск Бронки осенью 2015 года изменит распределение сил на рынке", — уверена Татьяна Седухова, директор по развитию российских терминалов Global Ports (крупнейший игрок на Северо-Западе РФ).
Опасения участников рынка небезосновательны. Перед терминалами, расположенными в исторической части Петербурга, Бронка обладает неоспоримыми преимуществами: вдвое меньшее время подхода к терминалу, глубина акватории позволяет принимать суда, которые прежде даже не рассматривали в порту Петербурга, близость к кольцевой автодороге и, возможно, стоимость обработки контейнеров, которая в Бронке будет ниже, чем у конкурентов. Впрочем, Алексей Шуклецов, исполнительный директор "Феникса", заявил, что компания демпинговать не собирается. "У нас достаточно преимуществ, чтобы привлечь к себе внимание", — уверен эксперт.
Тем временем конкуренция за контейнеры усиливается и со стороны других российских портов. По мнению Ирины Третьяковой, директора по развитию и маркетингу "Контейнершипс Санкт-Петербург", на место европейских компаний, потерявших российский рынок, приходят поставщики из Турции, Египта, а они ориентированы на черноморские порты.
Возможности нарастить обороты участники рынка видят в увеличении экспорта грузов, которые ранее перевозились не в контейнерах, а иными способами.
"Россия обладает высоким потенциалом роста контейнерного оборота, обусловленного существенным отставанием страны от развитых государств по уровню контейнеризации грузов", — говорит Татьяна Седухова. По ее словам, в России только 4% химических грузов перевозится в контейнерах, а в ЕС и США — 47%.