Минюст проводит масштабную реформу законов о третейских судах

Автор фото: Беликов Валентин

Минюст начал масштабную реформу законов о третейских судах с целью повысить доверие бизнеса к негосударственному правосудию. Поводом стали конфликты с участием "карманных" судов, применяемых в рейдерских захватах и уводе активов.

Разработанный юридическим ведомством и внесенный правительством РФ законопроект впервые применяет в отношении третейских судов широко используемое на Западе понятие "арбитраж".
Реформа предусматривает ужесточение контроля за деятельностью частных судей. Так, создавать постоянно действующие третейские суды можно будет только НКО и по специальному разрешению правительства РФ (сейчас действует уведомительный порядок). Чиновники оценят, будет ли создаваемый суд "способствовать… укреплению законности, формированию этики делового оборота" и т. д. А государственным судам делегируется разрешение споров о компетенции третейских, при отсутствии согласия сторон — назначение арбитров, рассмотрение вопросов об их отводах и др.
Глава российской арбитражной практики Dentons Михаил Иванов критически оценивает такую политику: "Правительство полагает, что улучшить деятельность третейских судов нужно установлением жесткого госконтроля. Увы, сама по себе благая цель — не гарантия эффективности средств ее достижения. Мудрое правительство (а беря на себя такие полномочия, оно просто обязано быть мудрым) будет определять, какой третейский суд имеет право на место под солнцем, а какой — нет".
Неоднозначные выводы в Минюсте сделали и из скандального дела Сбербанка, создавшего через подконтрольную АНО "карманный" суд, которому передавал споры с корпоративными заемщиками. ВАС РФ счел эту схему недопустимой, а КС РФ не усмотрел противоречий, но намекнул законодателю на необходимость регламентировать спорную ситуацию.

Толмачи

Меры по предупреждению конфликта интересов, прописанные в законопроекте Минюста, допускают двойное толкование. С одной стороны, указывается, что участником спора не может быть член создавшей третейский суд НКО (если таких членов не больше 100). С другой — нарушение этого запрета не является основанием для отмены решения суда или отказа в выдаче исполнительного листа. Как пояснил "ДП" министр юстиции Александр Коновалов, одной из причин этого является желание сохранить за ТС принцип саморегулирования.
"Предложенный механизм сводится к контролю за третейскими судами, а также к ответственности арбитров и третейских организаций за заведомо неправосудные решения", — комментирует законопроект генсек Арбитражной ассоциации Роман Зыков. По его мнению, реформа сильно проредит ряды третейских судов в Петербурге (которых сегодня зарегистрировано около 200).
Вместе с тем большая часть жестких мер нового закона не будет распространяться на Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при ТПП РФ.

Прекрасное далеко

Помимо кнута реформа предусматривает и пряник. В частности, третейским судам разрешат рассматривать корпоративные конфликты (кроме дел об исключении участников ООО и принудительном выкупе акций), а также споры в сфере недвижимости, хотя Росреестр будет выполнять такие решения лишь по получении исполнительного листа.
Не смогут вмешиваться в корпоративные дела и суды, созданные для разрешения конкретного спора (так называемые одноразовые — ad hoc). Также законопроект позволяет сторонам выбирать арбитров и даже председателей коллегий, не имеющих высшего юридического образования.
Партнер адвокатского бюро "Юсланд" Максим Семеняко видит в этом одно из преимуществ третейского разбирательства: "Порой представители бизнеса, которым стороны полностью доверяют и в чьей компетентности они не сомневаются, не хуже юристов разбираются в перипетиях коммерческих взаимоотношений. Это может повысить качество решений, которые будут более справедливыми, чем акты государственных судов".
Еще одним аргументом в пользу частной системы правосудия он считает отсутствие нескольких инстанций, в которых дело поочередно длительно рассматривается.
"Репутация третейских судов сегодня сильно подмочена, а среди предпринимателей отношение к справедливости и законности их решений весьма скептическое. Предложенная Минюстом реформа, на мой взгляд, позволит вычистить правовое поле от сорняка", — убежден адвокат.