Компания "МБС" начала обслуживать линию аквабусов и планирует до 29 октября перевезти 200 тыс. пассажиров. После этого Смольный объявит новый конкурс. Планируется возобновить работу четырех линий, как это было 5 лет назад, на старте проекта.
Сегодня (29 мая) в Петербурге открылось движение аквабусов по Неве, навигация продлится до 29 октября. Комитет по транспорту уже разработал проект движения аквабусов в следующем, 2016 году. Кроме действующей линии, планируется запустить еще три: из Петербурга в Кронштадт, Невскую линию между набережной рядом с Финляндским вокзалом и станцией метро "Рыбацкое", а также линию "Крестовская", которая свяжет ТРК "Питерленд" со станцией метро "Крестовский остров" либо "Старая Деревня". Для запуска новых линий Смольный закажет дноуглубительные работы. На них планируется выделить около 250 млн рублей. Впрочем, точная цифра будет определена после подготовки проекта этих работ. Кроме того, заместитель председателя главы комитета по транспорту Алексей Львов заявил, что город готов увеличить субсидии, которые выделяют перевозчику, чтобы стоимость проезда на аквабусе была как можно ниже. Точную сумму субсидии он пока не назвал, сославшись на то, что город должен сначала спрогнозировать будущий пассажиропоток.
Проезд на аквабусе стоит 200 рублей в будние дни (на 30 рублей дороже, чем в 2014 году) и 382 рубля в выходные. Стоимость рассчитана с учетом субсидий в 15 млн рублей, выделенных в этом году из бюджета Петербурга на работу аквабусов. Субсидируются только перевозки в будние дни, отсюда и повышенная стоимость в выходные дни. Субсидия в прошлом году составила почти 20 млн рублей. В следующем году ее еще недавно планировалось отменить, но теперь планируют даже увеличить, хотя точную сумму пока не называют.
Проект аквабуса был запущен в 2010 году, когда губернатором города была Валентина Матвиенко, он работал на четырех маршрутах в Приморском, Центральном, Невском и Курортном районах. При Георгии Полтавченко в 2014 году их число сократилось до одного Приморского маршрута. Тогда же обсуждалось полное прекращение работы аквабусов. В комитете по транспорту ссылались на то, что проект не приносит прибыли и пользуются им туристы, а не жители города, на которых он ориентирован.
Но в 2015 году вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, который теперь курирует и комитет по транспорту, отнесся к проекту более позитивно и вернулся к вопросу развития аквабусов в Петербурге. Смольный сформировал рабочую группу, которая готовит техзадания для будущего конкурса. В нее вошел действующий перевозчик МБС, представитель Ассоциации владельцев пассажирских судов, перевозчики "Астра Марин" и "Нева тревел", а также депутаты ЗС и чиновники Смольного.
"Любой проект — это борьба обоснований и возможностей," — отметил Алексей Львов. Возрождение проекта аквабуса эксперты связывают именно с интересом к нему со стороны Игоря Албина. В то же время гендиректор МБС Мелик Саркисян полагает, что большую роль здесь сыграли финансовые обоснования прибыльности линии аквабуса, которые подготовила его компания.
В прошлом году МБС получила прибыль всего 200 тыс. рублей. В этом году, если компании даже удастся перевезти запланированные 200 тыс. пассажиров, прибыль может достигнуть всего 500 тыс. рублей. Основную прибыль МБС получает за счет коммерческих перевозок. "Подобные проекты окупаются долго, но мы готовы ожидать выхода на большие финансовые показатели," — сказал Мелик Саркисян.
В этом году линию аквабуса обслуживает компания "МБС" Мелика Саркисяна, участник проекта с момента его старта в 2010 году. Договор с МБС истекает в этом сезоне навигации. Для работы в 2016 году фирме понадобится участвовать в конкурсе на обслуживание, который объявит Смольный. Конкуренты у компании могут появиться, поскольку в петербургском правительстве приняли принципиальное решение развивать этот вид городского транспорта, а значит, в отрасль вернутся инвестиции. Еще в марте Смольный пытался через суд досрочно расторгнуть договор с МБС, но затем иск был отозван.
В 2016 году сеть маршрутов может расшириться и стать такой же разветвленной, как за 5 лет до этого, в год запуска проекта аквабуса. Среди возможных новых направлений рассматриваются линии между Университетской набережной, где уже есть остановка, и Екатерингофским мостом, а также между этой набережной и набережной Лейтенанта Шмидта; трасса по реке Охте; направления от Крестовского острова до парка 300-летия Петербурга; направления из Петербурга в Кронштадт; линия по Обводному каналу и др.
В 2015 году аквабусы будут курсировать между причалом на Приморском проспекте у 3-го Елагина моста (ближайшая станция метро — “Старая Деревня”) и Румянцевским спуском на Университетской набережной (ближайшие станции метро — “Василеостровская”, а также недавно открытая “Спортивная-2”). На этом маршруте аквабус будет делать пять остановок: на Ушаковской набережной (ближайшая станция метро — “Черная речка”), на Петроградской набережной напротив дома №18 (ближайшая станция метро — “Горьковская”); на Арсенальной набережной (рядом Финляндский вокзал); на Кронверкском проливе, рядом с Биржевым мостом; на Английской набережной напротив дома №10 (ближайшая станция метро — “Адмиралтейская”). Остановки, которые аквабус делал в прошлом году, — у Летнего сада и на Аптекарской набережной — упразднили, посчитав невостребованными. Маршрут поделен на две зоны остановкой на Арсенальной набережной, и за проезд по одной из них нужно будет платить половину стоимости.
Интервал движения будет составлять 15 минут. Перевозить пассажиров будут шесть катеров на 12 пассажиров в будние дни и два дополнительных судна на 30 пассажиров в выходные дни.