Как в России можно искоренить нелегальную занятость

Автор фото: Рогулин Дмитрий/ТАСС

Президент HR–ассоциации Петербурга и Ленинградской области Надежда Коротовских о том, как в России можно искоренить нелегальную занятость.

На прошлой неделе в СМИ появилась новость о трудовой инициативе Федеральной службы по труду и занятости — ввести обязательный денежный сбор со всех совершеннолетних граждан, которые не имеют официальной работы, не зарегистрированы в качестве безработных и не относятся к льготным категориям, таким как пенсионеры и студенты. И сделать это в рамках борьбы с нелегальной занятостью населения. Правда, ведомство тут же поспешило опровергнуть информацию, заявив, что ни о чем подобном не помышляло. И, может быть, зря.
В России нелегальная занятость была с незапамятных времен. И законотворцы всегда боролись и борются с ней радикально. Если во времена Советского Союза граждан без определенного рода занятий пугали местами не столь отдаленными, то современного тунеядца возможно запугать только рублем, точнее, его лишением.
Но нужно помнить, что и тогда закон работал неправильно, и сейчас подобная инициатива не принесет ожидаемых результатов, если не учесть причинно–следственную связь.
Для эффективной работы любого закона необходим четкий и понятый механизм контроля безработных. Казалось бы, что может быть проще: в наш век информационных технологий объединить все ведомственные базы учета граждан в единую систему идентификации. Сегодня любой человек от нуля лет должен иметь как минимум СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета. В такой системе данные по доходам и расходам каждого работоспособного могут быть представлены в трех статусах: безработные и не состоящие на учете в службе занятости, лица, имеющие доход меньше величины прожиточного минимума, лица с большим незадекларированным доходом.
Таким образом, система автоматически не только выявит злостных неплательщиков, но и позволит работать адресно, в индивидуальном порядке. Причем как с отдельными гражданами, так и с подозрительными работодателями. На основании такой системы уже возможна и проработка трудового законодательства. Ведь цель закона — не карать штрафами, а выявлять и предупреждать нарушения. Если гражданин не платит налоги, значит, не имеет права получать государственные услуги бесплатно — а это образование, медицина, пенсионные выплаты. Задача государства — предупредить, задача гражданина — сделать выводы.