Сбербанк перехватил инициативу в банкротстве крупного импортера вин ООО "Мозель" Вадима Томчина и приостановил продажу главного актива компании — земельного участка площадью 1,3 га на улице Крыленко, который стоит 400-600 млн рублей.
Владельцы ООО "Мозель" минувшей весной получили контроль над процедурой своего банкротства, после чего — в обход сторонних кредиторов — с помощью конкурсного управляющего Виктора Глущенко быстро приступили к распродаже имущества компании–должника. Кредиторы, среди которых Сбербанк (долг 219 млн рублей), ВТБ (138 млн), а также близкий к основателю X5 Retail Group Александру Гирде кипрский офшор Desside Ltd (2,8 млрд рублей) пытаются воспрепятствовать уводу активов.
На прошлой неделе Сбербанку удалось частично перехватить инициативу: Арбитражный суд СПб и ЛО по его ходатайству наложил запрет на проведение торгов по продаже главного актива компании — земельного участка площадью 1,3 га на ул. Крыленко, 1 (назначение — для размещения многоквартирных домов). По оценке Knight Frank, рыночная стоимость лота составляет 400–600 млн рублей. В Сбербанке не ответили на запрос "ДП".
Без вина виноватый
ЗАО "Мозель" (после реорганизации в 2014 году — ООО "Мозель") до недавнего времени было одним из крупнейших в Петербурге импортеров вина из Европы и Америки. Компания была основана в 1996 году петербургским предпринимателем Вадимом Томчиным. В свои лучшие годы группа импортировала более 300 наименований вин и 100 крепких алкогольных напитков из 15 стран Европы и имела широкую дистрибутивную сеть в регионах (30 филиалов и 80 дистрибьюторов). В 2013 году ее совокупный оборот вместе с московской "дочкой" ООО "Мозель–М" достиг 4,7 млрд рублей. При этом петербургское юрлицо показало убыток 2,997 млрд рублей, а московское — прибыль 901 млн.
Осенью 2013 года финансовые претензии к "Мозелю" предъявил в суде офшор Desside Holdings Ltd, по двум искам которого были арестованы все его счета. После полугода судебных разбирательств весной 2014 года "Мозель" подал иск о своем банкротстве.
По данным СПАРК, и "Мозель", и "Мозель–М" на 100% принадлежат ООО "Сомелье", владельцами которого до августа 2014 года были Вадим Томчин (55%) и Наталья Лукина (45%). Однако затем компания стала принадлежать другим лицам: Игорю Михневу и Науму Шлионскому. Телефоны "Мозеля" и "Мозеля–М" вчера не отвечали.
Эффектный ход
В дело о банкротстве вступили Сбербанк, "ВТБ–Факторинг", ООО "Компаньон" и американский поставщик вин Megawine Export Inc. Последний с требованием 545 млн рублей (превышающим требования обоих банков) первым вошел в реестр кредиторов. Примечательно, что, по данным американского регистратора Credibility Corp., президентом Megawine является экс–совладелица "Мозеля" Наталья Лукина.
В то же время офшору Desside войти в реестр не удалось по сей день: при рассмотрении его требований на общую сумму 2,8 млрд рублей ($32 млн и 18 млн евро) Вадим Томчин заявил в суде, что не подписывал никаких обязательств перед этой компанией, а его подписи на всех документах подделаны.
Пока шли экспертизы подписей, суд в январе 2015 года по просьбе арбитражного управляющего Виктора Глущенко ввел в компании конкурсное производство. Управляющий провел собрание кредиторов, где большинство досталось Megawine, которая сразу же утвердила отчеты об инвентаризации и оценке имущества должника и о выставлении на продажу основного актива — участка на ул. Крыленко.
Торги назначены на 16 июня 2015 года. Виктор Глущенко вчера, выслушав вопросы корреспондента "ДП" о процедуре банкротства "Мозеля", попросил перезвонить позже, после чего выключил телефон и больше не выходил на связь.