Петербургское УФАС возбудило антимонопольное дело против комитета по печати Смольного, который вот уже 2 года не проводит новых конкурсов на размещение наружной рекламы в Петербурге, из-за чего на этот рынок закрыт доступ новым участникам.
Глава управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу Вадим Владимиров, выступая накануне на круглом столе "ДП", посвященном проблемам петербургского рынка наружной рекламы, сообщил, что 3 июля его ведомство возбудило антимонопольное дело против комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга.
"Я подписал приказ о возбуждении нового дела в отношении комитета по печати по факту нарушения закона о защите конкуренции, выразившегося в непроведении обязательных торгов на право заключения договора на эксплуатацию рекламных конструкций, что может иметь своим результатом недопущение, устранение или ограничение конкуренции на рынке наружной рекламы, — заявил чиновник. — Мы считаем, что у нас в городе положение с наружной рекламой совершенно недопустимое, с 2013 года вся реклама как размещалась, так и размещается незаконно".
По его словам, сейчас узкий круг лиц без правовых оснований эксплуатирует рекламные конструкции, получает с них доход, в то время как вход на этот рынок для новых игроков — это касается и тех, кто недавно ушел с рынка, и иногородних участников — закрыт, так как новые конкурсы не проводятся.
"Мы благодарны ФАС за активную позицию. Все ее инициативы будут внимательно проанализированы", — уклончиво ответил на претензии антимонопольного органа председатель комитета по печати Сергей Серезлеев.
Первые сроки договоров на размещение рекламных конструкций в Петербурге, заключенных еще при Валентине Матвиенко, истекли в 2012 году. Но чиновники при новом губернаторе несколько раз корректировали схему размещения щитов, сократив их общее количество по городу с 14 тыс. до 9,6 тыс. штук. Из-за длительных согласований этой схемы новый конкурс не был проведен ни в 2013, ни в 2014 годах.
А осенью 2014 года вице-премьер РФ Игорь Шувалов создал для городских чиновников и вовсе непреодолимое, на их взгляд, препятствие: он заявил об обязательном соблюдении принятого еще в 2003 году ГОСТа ГИБДД "Размещение наружной рекламы". Этому ГОСТу, который 10 лет воспринимался как рекомендательный, не соответствуют 99,6% щитов в Петербурге.
Несмотря на ГОСТ, в большинстве регионов РФ, где также сроки договоров размещения наружки истекли в этом и прошлом годах, провели новые конкурсы, обеспечив поступление в бюджеты регионов до 2020 года в общей сложности около 100 млрд рублей.
Но в Петербурге чиновники отнеслись к ГОСТу и к словам Шувалова всерьез. Они долго составляли новую схему размещения объектов наружной рекламы. В октябре в нее входили 532 объекта, сегодня, по словам Сергея Серезлеева, уже около 1 тыс. Весной 2015 года губернатор Георгий Полтавченко обратился в правительство РФ с просьбой разъяснить, обязателен ГОСТ или нет. Но пока безрезультатно. "Мы готовы к любому решению. Скажут — обязательный, проведем конкурс на тысячу объектов. Скажут — рекомендательный, проведем на все 10 тысяч", — говорит Сергей Серезлеев.
Зато участники рынка наружной рекламы поддержали инициативу УФАС. "Любое урегулирование правового поля лучше, чем его отсутствие, — комментирует Владимир Рябовол, руководитель петербургского филиала Russ Outdoor. — Но вопрос в политической воле. В Москве споры идут, а разрешения у операторов уже есть. Собака лает, а караван идет. А мы все ждем".
Малый бизнес на рынке наружки также поддержал инициативу, и при этом потребовал учесть на новых конкурсах его интересы. "Важно, чтобы при новых торгах были лоты и по 1-10 щитов, а не только по 500-1000, тогда малые игроки смогут конкурировать за них", — говорит президент ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский.
Но некоторые игроки отнеслись к делу ФАС настороженно. "Война всем надоела. Если город выбрал такой вектор — сохранение статус-кво до прояснения ситуации с ГОСТом, пусть и движется по нему", — считает владелец корпорации "Руан" Вячеслав Ананских.
"Город должен выставлять на торги участки под щиты, очищенные от обременений и рисков, — осторожен в оценках президент ЗАО "Постер" Кирилл Опарин. — Люди, чтобы заплатить за них, возьмут кредиты. Чуть что сорвется — и всё. Они банкроты»