Шесть лет назад Алексей Манохин впервые прокатился на вейкборде. Это событие серьезно изменило его жизнь. Сейчас у него собственная компания WakeRancho, которая строит вейкпарки на территории России и поставляет для них лебедки. Оборот его компании в 2014 году составил 2,5 млн рублей.
Вейк, или вейкборд, можно перевести как "доска для волн" — на этом спортивном снаряде катаются те, кто любит водные экстремальные виды спорта, в частности, вейкбординг — катание на доске по волнам за катером или лебедкой, выполнение различных элементов в воздухе за счет трамплинов и других фигур, расположенных в воде. Такие места для катания называют вейкпарками.
Избавиться от ветра
Попробовав прокатиться на вейкборде в 2009 году, Алексей, юрист по профессии, влюбился в вейкбординг, забыв про все остальные виды спорта. "Я испытал ощущение небывалой внутренней свободы и, конечно, загорелся", — рассказывает он. Спустя год молодой человек открыл собственное место для тренировок в черте города — в Озерках. Изучил в Интернете конструкции лебедки, нашел знакомого инженера, который создал необходимые чертежи, затем подобрал подходящий завод, который изготовил по этим чертежам оборудование. Договорился с владельцем земли и установил лебедку, открыв первый в своей жизни вейкпарк. Вложения составили около 150 тыс. рублей. В итоге у вейкстанции набралось 20 постоянных клиентов. За 4 месяца Алексей заработал 150 тыс. рублей чистой прибыли. Это был первый предпринимательский опыт, который помог Алексею определиться с тем, что должно стать главным его занятием на ближайшие несколько лет. Вейкпарк проработал сезон, затем оборудование демонтировали.
Никаких специальных документов для установки не требуется: лебедка для вейкборда не подлежит обязательной сертификации. Достаточно получить разрешение на установку от владельца земли и заключить договор об аренде.
На фото: На фото: Алексей Манохин
Поставщик лебедок
Следующим летом Алексей с друзьями установил лебедку в открытом ими парке "Майями Вейк Парк" на Лазурном озере во Всеволожском районе. Там он начал участвовать в организации соревнований, работать инструктором и обзавелся собственной клиентской базой. Но, главное, познакомился с Дмитрием Ташматовым, с которым в 2013 году открыл компанию WakeRancho. Она занимается разработкой и строительством вейкпарков на основе реверсивной канатной дороги. На сегодняшний день компания установила уже семь лебедок для вейкбординга: в Красном Селе, Зеленогорске, на курорте "Снежный", в Москве, Тюмени, Йошкар–Оле и Севастополе. Оборот компании за прошлый год составил 2,5 млн рублей.
В России есть пять крупных компаний, производящих лебедки для вейкпарков. Самый крупный российский производитель — Vertigo Sport — установил более 50 реверсивных канатных дорог в России и ближнем зарубежье. Объем российского рынка производителей лебедок для вейкбординга оценивается минимум в 15 млн рублей в год.
В Петербурге кроме WakeRancho работают еще два производителя. Владелец одного из них — Drop — многократный чемпион России и бронзовый призер чемпионата мира по вейкбордингу Никита Мартьянов. Он продает не только лебедки, но и фигуры и доски.
В Петербурге и Ленинградской области около 20 парков для катания на вейкборде, каждый год к этому числу прибавляются по три–четыре новых. Рынок вейкпарков можно оценить примерно в 30 млн рублей в год.
Для сравнения: в Германии около 100 вейкпарков — ровно столько, считают эксперты, можно в ближайшем времени построить в Ленобласти, чтобы оптимально закрыть растущий спрос. Строительство вейкпарка без учета аренды земли обходится в 1,5 млн рублей. Окупить его можно за один–два сезона, при условии что у парка будет от 100 до 150 постоянных клиентов.
На фото: На фото: Алексей Манохин
"В нашей базе данных есть 5 тыс. человек, кто хоть раз пришел и попробовал кататься на вейкборде. Это данные только по нашему парку. Не могу сказать, что вейкпарки сильно конкурируют между собой за клиентов: они расположены в разных местах, поэтому каждый выбирает парк под свой уровень", — говорит Елена Слабикова, владелец единственного вейкпарка в Петербурге и Ленобласти SUNPARK, где расположена круговая лебедка.
В июле этого года в Петербурге впервые пройдет чемпионат России по вейкбордингу (до этого он проводился в Москве). Это событие должно привлечь на рынок новых игроков и, главное, клиентов. Елена Слабикова, владелица вейкпарка, где пройдет чемпионат, рассказывает, что на подобные мероприятия обычно привлекаются 5-6 спонсоров, которые оплачивают призовой фонд для спортсменов, работу судьи и затраты на дежурство машин скорой помощи. "На таких мероприятих не зарабатывают, тем более, что вейкпарк в эти дни закрыт для катания. Это, скорее, событие для привлечения новых людей в этот вид спорта. То есть это имиджевая и рекламная история, необходимая для продвижения и развития спорта". Сейчас она ищет для соревнований новых спонсоров.