Редактор "ДП" Александр Сологуб — о том, как в России можно уменьшить смертность на дорогах.
Словосочетание "транспортная безопасность" в России и за ее пределами имеет совершенно разный смысл. У нас оно подразумевает прежде всего защиту от порчи транспортных средств (самолетов, поездов) и объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов и т. п.), а человеческие жизни в расчет не принимаются.
На пути террористов, пытающихся проникнуть на вокзалы, в самолеты и поезда, власти выставляют непреодолимые барьеры. С 2010 года на них потрачено более 50 млрд рублей. А пассажиры как были, так и остались уязвимы.
Абсолютно никаких реальных мер не принимается для снижения смертности на автодорогах, где ежегодно погибает около 30 тыс. человек (то же самое, как если бы у нас через день случались авиакатастрофы, в каждой из которых погибало бы по 180 человек). Для сравнения: с 2010 года в терактах на транспорте погибли 105 человек.
Снижение смертности на автодорогах стало одной из приоритетных задач развитых стран Европы и США примерно с середины прошлого века, когда темпы автомобилизации вышли на максимум, а вслед за ними взлетела и смертность на дорогах. У нас все это повторилось спустя 40 лет. Правда, снижение смертности в дорожно–транспортных происшествиях (ДТП) так и не стало приоритетной задачей правительства — это видно по числу гибнущих. Чиновники всех мастей продолжают твердить, что безопасность на дорогах очень важна и они много делают для ее повышения. Но результата не видно.
Читайте также:
ДТП
Авария на дамбе в Петербурге обошлась без жертв
В этой связи очень интересен опыт Швеции, где под транспортной безопасностью понимают только одно — снижение числа погибших в авариях водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов. Шведы ставят перед собой амбициозную цель: они хотят, чтобы после 2020 года в авариях вообще не гибли автомобилисты и их пассажиры. Уже сейчас смертность в ДТП в Швеции самая низкая в мире — 600 человек в год. Сопоставимый показатель смертности для РФ, с учетом разницы в численности населения наших стран, не более 8 тыс. человек.
В конце 1997 года шведы приняли новую программу повышения безопасности на дорогах. Ее концепция возлагала вину за смертельные ДТП не только на водителей, но и на производителей автомобилей, а также на тех, кто строит и эксплуатирует дороги. Авторы программы осознали, что водители — это обычные люди и всегда будут ошибаться, поэтому нужно создать такие условия на дороге, чтобы ошибки не приводили к смертям.
Решения оказались достаточно простыми: на большинстве дорог появились разделительные полосы, чего в России нет на большинстве трасс. Опасные регулируемые перекрестки заменяются более безопасными с круговым движением, на которых водители вынуждены снижать скорость.
Автоконцерн Volvo создал у себя специальный отдел, эксперты которого выезжают на каждое ДТП, изучают причины аварии и ее последствия — травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами. Все эти меры сделали Швецию самой безопасной страной для автомобилистов и пешеходов.
Очевидно, что в России человеческая жизнь не обладает такой ценностью, как в маленькой Швеции. Но произойдет большой прогресс, если в России нарушители правил для начала осознают, что наказание неотвратимо.