"Метрострой" продолжил работы на станциях Фрунзенского радиуса

Автор фото: Ковалев Петр

После двухнедельного простоя "Метрострой" возобновил строительство станций Фрунзенского радиуса. Остановка работ была похожа на показательный протест. Теперь вице-губернатор Игорь Албин предложил выделить компании деньги из бюджета 2016 года.

"Метрострой" возобновил строительство станций Фрунзенского радиуса (станции "Южная", "Дунайская" и "Проспект Славы"). 2 недели назад компания заявила, что отказывается работать из-за задержек оплаты. Причем заявление символично выпало на открытие достроенной станции "Спортивная" в День города. Уже тогда источники dp.ru в компании и в ГУП "Петербургский метрополитен" говорили, что приостановка работ — показательный жест протеста со стороны "Метростроя", которому Смольный в последнее время перестал покровительствовать.
Задолженность Смольного перед "Метростроем" за строительство Фрунзенского радиуса официально не объявлялась, но игроки рынка подземного строительства говорят, что речь идет о долге около 2 млрд рублей.
Интересно, что информация об остановке работ "Метростроя" попала в Интернет сразу же после того, как глава компании Вадим Александров подписал распоряжение об этом. Отсканированный документ разошелся по форумам и легко был обнаружен журналистами. Он сопровождался комментариями анонимных пользователей. Они представлялись сотрудниками "Метростроя" и жаловались на задержки зарплаты. При этом все жалобы были написаны в официально-деловом стиле, не особенно характерном для общения пользователей на форумах (пример комментария на одном из форумов: "Рабочие "Метростроя" написали заявления о невозможности выхода на работу в связи с отсутствием средств на проезд").
Обычно внутренние документы "Метростроя" строго засекречены, и даже источники dp.ru в компании могут только пресказать их содержание. На то, что жест был исключительно демонстративным, указывает и то, что компания остановила лишь строительство на станциях, а тоннель пробивать продолжила. На данный момент эти работы уже завершены.
Сегодня одновременно с возобновлением работ профильный вице-губернатор Игорь Албин попросил губернатора Георгия Полтавченко выплатить "Метрострою" деньги, которые заложены на эти работы на 2016 год. Общая стоимость работ составляет около 34 млрд рублей. В 2014 году подрядчик получил около 2 млрд рублей. В 2015 году должен был потратить еще около 2,5 млрд рублей, но пока получил 1,5 млрд рублей. Если информация о задолженности в 2 млрд рублей верна, это значит, что компания уже потратила 3,5 млрд рублей в этом году. Это превышает смету этого года на 1 млрд рублей.
По официальной информации, "Метрострой" потратил прошедшие 2 недели на пересмотр графика своих работ на станциях и теперь будет выполнять его так, чтобы укладываться в финансирование. Но если компании уже должны 2 млрд рублей, а смета года в целом превышена на 1 млрд рублей, укладываться уже, по сути, не во что.
Также в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который курирует работы и выделяет деньги на них, официально заявляют, что все выплаты производятся в срок.
Суть этой проблемы может заключаться в том, что "Метрострой", привыкший быть монополистом на рынке метростроения, стремительно теряет поддержку Смольного. При этом чиновники указывают на то, что компания привыкла к вольготным условиям работы вне конкурсов, условий контрактов и т. п. Позиция "Метростроя" при этом заключается в том, что компания зачастую работает за счет кредитных средств, имеет уникальный опыт петербургского метростроения и на основании этого рассчитывает на уважение и сотрудничество со стороны чиновников.
В последние месяцы на "Метрострой" обрушивались проблемы. Компании пришлось отбиваться в суде от претензий Федеральной налоговой службы (ФНС) на сотни миллионов рублей. Кроме того, "Метрострою" были начислены проценты и штрафы более чем на 100 млн рублей. И налоговая была далеко не первым ведомством, поставившим под сомнение репутацию "Метростроя". До этого претензии к работе компании предъявляли ГАТИ, ГИБДД, городские чиновники, антимонопольная служба и многочисленные конкуренты. Более того, в офисах самого крупного акционера компании ГУП "Петербургский метрополитен" (владеет 25% акций "Метростроя") и дома у его главы Владимира Гарюгина следователи провели обыски в рамках уголовного дела, основанного на выводах Контрольно-счетной палаты (КСП) о том, что "Петербургский метрополитен" оплатил бюджетными деньгами работы более чем на 450 млн рублей по устройству вестибюля станции "Адмиралтейская", тогда как по контракту "Метрострой" должен был выполнить их за свой счет. Следственный комитет пока не обнародовал результаты этого расследования.
Портфель действующих заказов "Метростроя" составляет около 48 млрд рублей. Крупнейшими акционерами компании, по данным системы "СПАРК", по итогам 2014 года являются ГУП "Петербургский метрополитен" (25%), комитет по управлению городским имуществом (21%), гендиректор компании Вадим Александров (13,62%), его сын и заместитель Николай Александров (22,4%), а также председатель совета директоров Клименти Казаридзе (5,42%) и почти 2,7 тыс. миноритариев — в общей сложности 12,56%.