Экономист Дмитрий Прокофьев объясняет смысл фразы Эльвиры Набиуллиной о том, что "Россия прошла пик инфляции".
К дискуссии о сроках и перспективах выхода российской экономики из кризиса подключилось руководство Центрального банка. Выступая в ГД РФ, Эльвира Набиуллина сообщила о том, что "пик инфляции мы уже прошли", и пообещала "заметное снижение" инфляции в дальнейшем. Действительно, недельная инфляция уже более месяца держится на уровне 0,1%. Это можно объяснить как действиями ЦБ РФ, так и отсутствием денег у населения, ведь падение реальной заработной платы ускоряется начиная с октября прошлого года и, согласно данным Росстата, за апрель уже составило минус 13,2% в годовом сопоставлении.
Правда, кроме зарплаты у граждан есть еще и сбережения, поэтому потребление пока снизилось меньше, чем доходы. Спрос на продукты питания сократился почти на 9%, последний раз такой спад статистика фиксировала в 1999 году, но и средние доходы упали тогда значительно сильнее. К слову, это означает, что нынешний кризис сильнее всего ударил по той части населения, которая тратит на еду большую долю своих доходов, то есть по самым бедным.
Однако в России существует "продукт", спрос на который повышается вместе с ценами на него. Это доллар США, курс которого начал расти не только благодаря небольшому снижению нефтяных цен, но и потому, что ЦБ РФ начал скупать доллары для пополнения своих золотовалютных резервов. Причины такого решения руководитель финансового регулятора объявила на прошлой неделе, сообщив, что большие резервы нужны, чтобы покрывать значительные оттоки капитала на протяжении 2–3 лет, а "сверхкомфортный" уровень международных резервов для России составляет $500 млрд (Reuters).
Каждое такое слово главы ЦБ перевесит 100 тыс. заявлений чиновников и телекомментаторов "о большом скачке", "опоре на собственные силы" и "великом союзе юаня и рубля". В главном банке страны отдают себе отчет в том, что на приток инвестиций в Россию рассчитывать бессмысленно, долги выплачивать придется, а промышленность не сможет предложить ничего сопоставимого с импортом по качеству и цене. Поэтому стратегия Центробанка по управлению инфляцией и курсом валюты выглядит так: скупка долларов будет осуществляться при замедлении инфляции и прекращаться, если рубль начнет обесцениваться слишком быстро. Но такая модель по умолчанию предполагает снижение реальных доходов населения, в противном случае цены будут расти быстрее, чем это нужно для обеспечения финансовых интересов государства.
Разумеется, никто не будет декларировать "падение зарплат" как цель, это произойдет само собой, в силу затухания экономического роста. Поставленная перед выбором — отсутствие работы или низкая зарплата, — большая часть населения выберет низкую зарплату. Уже в I квартале текущего года реальная цена труда в долларовом выражении опустилась до уровня середины 2007 года и продолжает снижаться. Сократилось и число объявлений о вакансиях. Чисто теоретически такая ситуация на рынке труда дает российскому корпоративному сектору значительную ценовую конкурентоспособность на внешнем рынке. Но для того, чтобы воспользоваться этим преимуществом, необходимо участие корпоративного сектора в мировых индустриальных и торговых цепочках, современное техническое оснащение предприятий и приток инвестиций, куда же без него.
Заметим, что и на внутреннем рынке ценовые преимущества отечественных товаров постепенно исчезают. Да, после укрепления мировых валют к рублю российской продукции стало проще конкурировать с импортом, и номинально рубль сейчас дешевле, чем год назад. Но высокие темпы роста цен в стране привели к тому, что так называемый реальный эффективный курс рубля, учитывающий разницу между инфляцией в России и инфляцией у ее основных торговых партнеров, вначале провалился до показателя середины нулевых, а потом восстановился (примерно до уровня 2013 года).
Желающие могут убедиться в справедливости этих расчетов, посетив ближайший торговый центр и сравнив цены товаров made in Russia и их европейских конкурентов. Исключение составляют разве что лекарства — там, где можно найти российский аналог.
В любом случае государству, основные доходы которого формируются за счет эксплуатации и экспорта ресурсов, слабый рубль объективно выгоден, ведь такая ситуация снижает расходы бюджета. А если у вас больше не получается "жить на зарплату" и кредитов вам не дают — то это уже другая история.