С сентября по июнь число туроператоров в Петербурге уменьшилось с 486 до 99. И это не предел: сегодня компании, вывозящие туристов за границу, не могут застраховать свою ответственность даже по повышенным ставкам. Это грозит еще большим сжатием рынка.
Петербургские туроператоры, работающие в сегменте выездного туризма, жалуются, что страховые компании отказывают им в страховании гражданской ответственности (иными словами, получении фингарантий) даже по повышенной ставке. Из–за этого они не могут получить аккредитацию в консульствах стран, куда должны отправлять туристов. В свою очередь, страховщики объясняют отказ тем, что их риски растут и прибыль от такого вида страхования их не компенсирует.
При этом, как замечают в Северо–Западном союзе туриндустрии, государство не торопится с утверждением закона о турдеятельности, который установил бы четкие правила. До 2014 года фингарантии для небольшой турфирмы стоили 70–120 тыс. рублей в год (но не более 0,1% от оборота компании). Кроме этого, операторы ежегодно платят в "Турпомощь" 100 тыс. рублей. Сегодня средняя ставка по страхованию — 300–500 тыс. рублей, но она формальная, так как страховщики находят причины не заключать сделку либо вовсе исключают эту услугу из своего ассортимента. Некоторые туроператоры рассказывают, что страховщики предлагают им гарантии только за 2–3 млн рублей. При этом оборот среднего туроператора в Петербурге — около 30–40 млн рублей в год, а рентабельность этого бизнеса не превышает в кризисных условиях 10%.
А вот гарантии для операторов, организующих поездки по России, выдают легко: риск в этом сегменте не так велик, и потери страховщиков даже в случае банкротства оператора будут меньше, чем при выездном туризме.
Снова падение
Туроператоры, отправляющие петербуржцев отдыхать за границу, закрываются один за другим. К примеру, сейчас с петербургского рынка уходит московская компания "Трэвелсистем". От массового ухода турфирм выиграют, как считает владелец компании "Горизонт без границ" Владислав Жижкун, крупные игроки, которые сумеют пережить очередной спад. "Уже сейчас рынок выездного туризма делят несколько компаний. Они диктуют свои условия, отменяют брони, повышают цену при бронировании, а расхлебывает все это агентство", — сетует предприниматель. Татьяна Сухорукова, генеральный директор компании "Альбион", специализующейся на индивидуальных турах, рассказывает, что в марте ее компания приобрела фингарантии у "Лойд–Сити", у страховщика, которого рекомендовал Ростуризм на своем сайте. "Страхование стоило 125 тыс. рублей и начало действовать с 1 июня. А 8 июня Центробанк отозвал лицензию у "Лойда", который успел выдать гарантии 272 туроператорам. По слухам, они собрали 56 млн рублей", — говорит Татьяна Сухорукова. И добавляет, что даже при отзыве лицензии формально страховка продолжает действовать. По закону на рынке туруслуг можно работать и вовсе без операторской лицензии и гарантий, если не продавать пакетные туры, уточняют эксперты. Фирма без лицензии может оказывать услуги бронирования и покупки билетов, а визы клиенты получат самостоятельно. "Постоянным клиентам, которые с компанией 15–17 лет, лицензия не важна, — говорит предпринимательница. — Тем более быть оператором накладнее, так как пакет и отдельные услуги по–разному облагаются налогами". Ольга Смычковская, гендиректор компании Astarta group, считает, что операторы купить гарантии не только не могут, но и не очень хотят, считая, что отдают деньги за воздух. "Этот инструмент себя исчерпал. Это все равно что выбросить полмиллиона на ветер, — говорит она. — Проще либо работать, не будучи оператором, либо вовсе закрыться".
Олег Афрамеев, гендиректор ООО "Звезды путешествий", считает, что Центробанк должен отрегулировать процесс, а затем рынок сам все сбалансирует. "Почему произошел отзыв лицензии у "Лойда"? Потому что он набрал слишком много застрахованных, — говорит предприниматель. — Регулятор должен определить, сколько клиентов может иметь страховщик, и определить число страховщиков, работающих с туроператорами по выездному туризму".
Оправданные страхи
Сами страховщики признают, что вынуждены стать более осторожными в выборе клиентов. Олег Ханин, представитель компании "СОЮЗ Страхование", отмечает, что деятельность туроператора зависит от целого ряда микро– и макроэкономических рисков, предвидеть и оценить которые весьма сложно. "Пиком кризиса туристического рынка стали лето и осень 2014 года, и пострадали в том числе страховые компании, — говорит эксперт. — Мы согласны, что на данный момент туроператору сложно найти компанию, готовую застраховать его ответственность". В юридической компании "ДИГЕСТА" подтверждают, что страховщики стали чаще отказывать туроператорам. Их опасения в том числе связаны с тем, что операторы заключают договоры на суммы, во много раз меньшие, нежели реальные обязательства перед туристами. "В то же время недавно потеряли лицензии сразу несколько страховщиков, что повлекло волну повышения тарифов у тех, кто еще работает", — добавляет Кристина Юносова, юрисконсульт "ДИГЕСТА".
Мнения страховщиков и операторов о том, как наладить ситуацию, во многом схожи. Например, те и другие отмечают необходимость качественного и однозначного закона о туристической деятельности. Многие добавляют, что главное назначение такого закона — не мешать бизнесу, не предъявлять невыполнимые и противоречащие друг другу требования. В компании "АльфаСтрахование" считают, что система защиты туристов должна быть трехуровневой: сначала проблему решает СРО операторов, затем — перестраховочный пул, и только в самых крайних ситуациях вмешивается государство.
Опыт других стран не всегда подходит для российских реалий, считают предприниматели. "Заявления, что, например, в Финляндии один туроператор и это славно, несостоятельны: масштабы стран совершенно разные, — рассуждает Татьяна Сухорукова. — У нас люди привыкли ездить за границу. Миллионы туристов Крым не вместит, а сменить пляжи Аликанте на поход с палаткой готовы не многие". Она поясняет, что взносы в "Турпомощь" и страхование гражданской ответственности затевались для того, чтобы уберечь туристов от неприятностей, но на деле все неприятности и туристов, и компаний сохраняются, и это приводит к монополии крупных игроков. И если они банкротятся — ущерба значительно больше, чем от ухода небольших турфирм.
Если одни компании закрываются, другие — переориентируются на внутренний туризм. В 2010 году в России, по данным Единой межведомственной информационно–статистической системы, на внутренний туризм ориентировались 1 858 туроператоров из работавших 4593. К 2014 году общее число операторов уменьшилось до 4 275, но уже 2626 из них стали возить российских туристов только внутри страны.
“
Речь не об отказе страховщиков работать в данном сегменте, а о более тщательной селекции рисков, которые усилились из–за кризиса. Заранее оценить вероятность банкротства, доказать, умышленно ли оно, нереально, классические методы анализа финансового состояния компании не сработают. Этот вид страхования в последние годы крайне убыточен. Только в практике нашей компании за последние 3 года было банкротство пяти крупных операторов.
Денис Зенка
заместитель директора по страхованию финансовых рисков "АльфаСтрахование"
“
У нас портфель по этому виду страхования сократился в разы. Летом 2014 года договоры с "Помощью" имели более 160 туроператоров, теперь их менее 20. С августа 2014 года мы прекратили заключать договоры страхования ответственности операторов выездного туризма. По закону умышленные действия оператора тоже являются страховым случаем! Для всего мира это немыслимо, и мы не можем перестраховать риск за рубежом. Более того, туроператор не обязан объяснять причины невыполнения обязательств, достаточно выдать туристу "бумагу" и отправить к страховщику, который обязан произвести выплату. На практике оператор покрывает "кассовый разрыв" за счет страховщика и продолжает работать. Страховщик отвечает и за турагента, у которого вовсе нет ответственности за неисполнение договора.
Гаянэ Календжян
директор департамента комплексного страхования путешественников ООО "Страховое общество "Помощь"