В Россию с рабочим визитом прибывает президент Финляндии Саули Ниинистё. Финляндия — в числе немногих стран в Европе, лидеры которых продолжают общаться с Владимиром Путиным и открыто говорят о том, что не намерены замечать возможной критики. Впрочем, география международных контактов Путина показывает, что в целом Европа ему пока не особо рада.
Во время рабочего визита Саули Ниинистё планирует обсудить с Владимиром Путиным, как говорится в официальном сообщении, "широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной областях и в культурно-гуманитарной сфере", а также обменяться мнениями "по ряду актуальных международных проблем". Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков не исключил, что обсуждаться будет Украина. Президенты затронут и тему черных списков Евросоюза — в частности, пишет Yle, проведут переговоры о временной отмене запрета на въезд в ЕС спикера Госдумы Сергея Нарышкина, которого пригласили на саммит ОБСЕ в Хельсинки в июле.
Финляндия — одна из стран Европы, которая, несмотря на санкции и контрсанкции и на то, что больше прочих пострадала от российского продуктового эмбарго, старается поддерживать отношения с Россией. Накануне Саули Ниинистё заявил финским журналистам, что никто в Европе не критикует эти контакты, кроме разве что президента Эстонии да нескольких экспертов, и он не слышал ни одного скептического мнения. Тем более что поездку одобрил генсек ООН Пан Ги Мун. А поддерживать связи между соседями, уверен финский президент, необходимо.
Надо сказать, что именно Саули Ниинистё был первым лидером из Евросоюза, который нашел решимость прибыть в Россию с визитом после того, как был присоединен Крым и страны Запада в ответ ввели экономические санкции. Это было в августе прошлого года, встреча с Путиным состоялась в Сочи. До этого европейцы практически перестали посещать Москву: после того как в конце марта приезжал Пан Ги Мун, чтобы выразить глубокую озабоченность по поводу развития ситуации в Украине, и до визита Ниинистё к Путину приезжали лишь президент Швейцарии Дидье Буркхальтер и глава МИД Италии Федерика Могерини. Дефицит визитов восполнили президенты и премьер-министры Египта, Палестины, Сербии, а также стран ближнего зарубежья — Киргизии, Армении, Белоруссии, Таджикистана, Азербайджана, к которым присоединились король Иордании Абдалла II и наследный принц Бахрейна Сальман аль-Халифа. Даже на Международном экономическом форуме в Петербурге президенту пришлось ограничиться встречами с премьер-министром Монголии и заместителем председателя КНР.
Нельзя сказать, что Саули Ниинистё пробил стену непонимания. Визиты из Европы оставались весьма редким делом. До самого 18 ноября, когда на встречу с Путиным прилетел глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, набор иностранных партнеров оставался примерно тем же самым. Не считая упомянутые страны ближнего зарубежья, президент еще раз принял Абдаллу II, а также уже короля Бахрейна Хамада аль-Халифа и наследного принца Абу-Даби Мухаммеда аль-Нахайяна, премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, президентов ЮАР и Перу Джейкоба Зуму и Ольянту Умалу и главу Республики Сербской Боснии и Герцеговины Милорада Додика. На Каспийском саммите в Астрахани он также пообщался с президентом Ирана Хасаном Рухани. В декабре, правда, проездом из Казахстана в Москве побывал президент Франции Франсуа Олланд, с ним Владимир Путин переговорил в аэропорту Внуково. А чуть позже визит нанес экс-премьер Италии Романо Проди.
В 2015 году президенты все-таки начали изредка наезжать в Москву к Путину. В январе визит нанес глава Венесуэлы Николас Мадуро, а в феврале приезжали и Олланд с Ангелой Меркель, и президент Кипра Никос Анастасиадис, и председатель Сената Франции Жерар Ларше. В апреле на переговоры прибыл премьер-министр Греции Алексис Ципрас. Канцлера Германии в Кремле увидели в следующий раз 10 мая, в связи с 70-летием Победы — тогда же, когда и президента Зимбабве Роберта Мугабе. Основными партнерами для встреч в это время были китайские руководители разных уровней — от руководителя канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу до председателя КНР Си Цзиньпина. Наконец, в начале июня Путин встречался в Кремле с премьером Словакии Робертом Фицо. А 12 мая в Сочи состоялся нашумевший визит госсекретаря США Джона Керри.
С момента присоединения Крыма Владимир Путин четырежды в России встречался с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым (один раз — в Петербурге), трижды — с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, по 2 раза — с президентами Белоруссии, Армении, Азербайджана, Таджикистана и ЮАР Александром Лукашенко, Сержем Саргсяном, Ильхамом Алиевым, Гурбангулы Бердымухамедовым и Джейкобом Зумой, также дважды — с главой Палестины Махмудом Аббасом и королем Иордании Абдаллой II, с президентом и премьером Ирана Хасаном Рухани и Хайдаром Абади, с королем и принцем Бахрейна, дважды — с представителями Вьетнама (президентом и главой компартии) и Монголии (президент и премьер), также по 2 раза — с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом.
По одному разу президент принимал президентов Аргентины — Кристину Киршнер, Индии — Пранаба Мукерджи, Чехии — Милоша Земана, премьер-министра Италии Маттео Ренци, премьеров Сербии и Греции, президентов Швейцарии, Кипра, Перу, Зимбабве, Египта и Венесуэлы, президента Швейцарии, госсекретаря США, премьера Словакии и глав МИД Германии, Италии и Сирии — Валида Муаллема. Также 2 раза побывал у Путина Пан Ги Мун. Визиты наносили и бывшие политики — экс-премьеры Японии, Франции и Канады Ёсиро Мори, Валери Жискар Д`Эстен и Жан Кретьен, а также лидеры политических партий "Мустакбаль" (Ливан) и "Движение за Францию", спецпредставитель КНДР Цой Рён Хэ. Плотнее же всего контакты были с Китаем — восемь встреч на высшем уровне.
Что касается зарубежных визитов Владимира Путина, то их европейское направление тоже заметно сократилось. Не так давно он побывал в Италии и Ватикане (как и в 2013 году), и это лишь пятый его визит в Евросоюз "посткрымского" периода. В прошлом году президент уже был в Италии на саммите АСЕМ (встречи с Маттео Ренци, Ангелой Меркель, канцлером Австрии Вернером Файманом и президентом Украины Петром Порошенко), а также приезжал во Францию на празднование 70-летия высадки союзников, где провел встречи с Франсуа Олландом, Ангелой Меркель и премьером Великобритании Джеймсом Кэмероном, был с официальным визитом в Австрии (где встречался с президентами Австрии и Швейцарии). В этом году Владимир Путин нанес визит в Венгрию, где провел переговоры с премьером Виктором Орбаном и президентом Яношем Адлером. Кроме того, Путин был в Сербии на 70-летии освобождения Белграда и с государственным визитом в Турции. С турецким лидером Реджепом Эрдоганом Путин встретился также на днях в Азербайджане.
Пять раз Владимир Путин побывал в Белоруссии (в том числе дважды в связи с переговорами по Донбассу), трижды — в Казахстане, посещал с визитами Узбекистан и Таджикистан (где на саммите ШОС проводил также встречи с лидерами Китая, Монголии, Узбекистана, Казахстана, Ирана), а также Монголию. Два раза Путин был в Китае — один раз на форуме АТЭС, где виделся с президентами Чили и Индонезии, премьерами Японии и Малайзии и провел ряд кратких встреч с другими лидерами, включая президента США Барака Обаму; и второй раз с официальным визитом в мае прошлого года, в ходе которого встретился с лидерами Афганистана и еще раз Монголии и Ирана. Были также визит в Египет, визит в Индию, визит в Армению, где Путин пообщался и с Олландом. Осталось отметить участие в саммите "Большой двадцатки" в Австралии, а также южноамериканское турне в июле прошлого года: Владимир Путин посетил Кубу, Никарагуа и Аргентину и принял участие в саммите БРИКС в Бразилии, где встретился с лидерами не только ЮАР, Индии, Китая и Бразилии, но также Венесуэлы, Боливии, Уругвая, Колумбии и Перу и вездесущей Ангелой Меркель.
Таким образом, видно, что география как зарубежных визитов Путина, так и гостей заметно сместилась из Европы в другие части света, в первую очередь в Китай, Иран и Монголию. В Европе же странами, поддерживающими отношения с Россией, остаются Финляндия, Италия, Австрия и Венгрия (лидеры Франции и Германии занимаются этим скорее в качестве переговорщиков "от Запада"). А финский президент Саули Ниинистё становится первым европейским президентом, который посещает Россию после начала санкций дважды с визитами, а не проездом или в связи с юбилеем, и при этом открыто дает понять, что вовсе не намерен ссориться с Россией и замечать возможные критические мнения.