Под Петербургом стартует один из крупнейших проектов России — строительство в Усть-Луге комплекса по экспорту сжиженного газа "Балтийский СПГ". Инвестиции в завод с трубопроводом и портовым терминалом оценены в 1 трлн рублей. Деньги уже пошли.
ОАО "Газпром" утвердил окончательные параметры проекта "Балтийский СПГ" (сжиженный природный газ). Эксперты оценивают общую стоимость проекта примерно в 1 трлн рублей. Как рассказал dp.ru источник, участвовавший в принятии решений, проект разбит на части: собственно завод по сжижению природного газа и трубопровод большого диаметра, который будет обеспечивать также и других потребителей. Кроме того, потребуется строительство портового терминала, где сжиженный газ будет перегружаться на танкеры.
Стоимость завода определяется по формуле $1150 за 1 т готового продукта. Это примерно соответствует стоимости аналогичных заводов, строящихся другими газовыми компаниями. Притом что первая очередь рассчитана на 10 млн т, завод в Усть-Луге обойдется примерно в $11,5 млрд или, по нынешнему курсу, около 620 млрд рублей. В дальнейшем мощность завода может быть увеличена до 15 млн т. Первая товарная партия сжиженного газа должна быть отгружена в IV квартале 2020 года. Кстати, в начале года стоимость "Балтийского СПГ" оценивалась в 460 млрд рублей. Как пояснил источник, удорожание произойдет только в рублевом исчислении. Дело в том, что почти все оборудование для завода будет покупаться за границей, и цены исчисляются в долларах. Так что принимая окончательное решение о стоимости проекта, "Газпром" ориентировался на валютную оценку, которая осталась неизменной.
Завод будет строить специально созданная для этого структура — ООО "Газпром СПГ Санкт-Петербург". Она же затем будет руководить работой предприятия. Возглавляет компанию сын бывшего губернатора Ленобласти Вадима Густова Сергей, который до этого занимал должность генерального директора "Петербургтеплоэнерго". В "Газпром СПГ СПб" информацию о финансировании проекта и возможных партнерах не комментируют, подтвердив лишь, что решением ОАО "Газпром" завод разместится в районе морского порта Усть-Луга. "В настоящий момент работа по проекту идет в соответствии с поручениями руководства "Газпрома", - сочли необходимым подчеркнуть в компании.
Для строительства завода "Газпром" планирует привлечь соинвестора, и кто это будет, пока не определено. Скорее всего, им станет один из крупных мировых нефтегазовых концернов.
Партнерами Газпрома могут стать англо-голландская Shell или японские Mitsui, Mitsubishi, JGC Corporation. Они обладают необходимыми лицензиями, технологиями сжижения газа.
Все они уже участвуют в российских проектов СПГ. Газпром совместно с Shell, Mitsui, Mitsubishi уже построил первый и единственный в России СПГ-завод на Сахалине. А японская нефтегазовая JGC Corporation вместе с французской Technip является основным подрядчиком в строительстве СПГ-завода НОВАТЭКа — Ямал СПГ.
Предполагается, что в Балтийском СПГ, стратегический партнер получит долю до 49%.
Деньги пошли
Как рассказал председатель совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит, финансирование по проекту "Балтийский СПГ" уже выделено: "В этом году на проектно-изыскательские работы по строительству завода, а площадку они должны выделить в следующем году".
Завод расположится не в промзоне Усть-Луги, которую развивает компания-застройщик порта, а на землях Минобороны. Это севернее Усть-Луги в районе деревень Вистино и Ручьи. Сейчас там расположены причалы для военных кораблей, пребывающих не в лучшем состоянии. А в советское время, согласно местным легендам, располагались утилизированные корабли, в том числе корпус крейсера "Аврора".
Не менее важная часть проекта "Балтийский СПГ" — газопровод большого диаметра. Полностью включать его стоимость в общий котел — неверно, подчеркивает источник в газовой монополии, ведь труба будет снабжать не только завод "Газпрома", но и других потребителей. В отличие от завода, который будет строить "Газпром СПГ Санкт-Петербург", строительством трубы будет заниматься сам "Газпром", и она, как говорят газовщики "не входит в периметр завода". Финансирование трубопровода будет идти за счет общей программы газификации российских потребителей. Ее общая мощность определена в 34 млрд м3 в год. На первую очередь завода по сжижению газа потребуется 16,8 млрд м3.
Вторым по величине потребителем трубопровода может стать завод или даже сразу два рядом по производству метанола. Их планируют построить рядом с Усть-Лугой структуры предпринимателей Григория Омельченко и Сергея Волошина, а также Сергея Колесникова. Заводы проектируются примерно равными по мощности — около 1,7 млн т метанола в год и займут около 80 га, включая территорию морского терминала. Стоимость этих двух проектов оценивалась экспертами в прошлом году примерно в $2,5 млрд.
Третьей составной частью проекта "Балтийский СПГ" станет морской терминал. Примерно аналогичный терминал по перегрузке сжиженного газа уже есть в Усть-Луге, его построил "Сибур" в 2013 году за 25 млрд рублей. А спустя год терминал был продан за $700 млн консорциуму Российского фонда прямых инвестиций, Газпромбанка и группы иностранных инвесторов. Мощность терминала невелика — 1,5 млн т сжиженного газа, а также 2,5 млн т светлых нефтепродуктов.
Валерий Израйлит сообщил, что морская часть проекта "Балтийский СПГ" расположится в границах порта Усть-Луга — в его северной части.