Генеральный директор Mirland Development Роман Розенталь — о том, почему нынешний кризис в России и кризисом-то назвать сложно.
Давно известно, что у страха глаза велики. А кризисы порой возникают там, где нет для этого серьезных экономических предпосылок. Массовая скупка валюты, которая привела в конце прошлого года к скачку курса, была во многом способом перестраховки — психологическим фактором на фоне страха нестабильности. Однако дна кризиса мы уже достигли. Стабильность постепенно возвращается. Тот же доллар стоит 52 рубля против декабрьских 70 рублей, и нефть растет в цене. Тем не менее многие девелоперы продолжают говорить о намерении отказаться от части своих проектов. Это звучит странно. Ведь стратегия компаний разрабатывается на долгие годы и учитывает все возможные сценарии в экономике, в том числе и кризисы, которым свойственна цикличность.
Да, прибыль компаний в валюте сейчас упала. И искушение свернуть программу развития мне, как иностранному девелоперу, понятно. Но в нынешних обстоятельствах главное — устойчивость, а все остальное — вопрос опыта и долгосрочной стратегии. Гораздо конструктивнее, на мой взгляд, анализировать новые точки роста, планировать развитие, в том числе покупку новых объектов, которые в валюте значительно подешевели. Выкупив новые участки по минимальной цене, можно серьезно выиграть в будущем, когда кризис сойдет на нет.
Нынешний спад спроса на недвижимость в Петербурге обусловлен не столько кризисными явлениями, сколько состоянием рынка. В прошлом году было введено и продано рекордное количество жилья за последние 14 лет. Неудивительно, что за этим следует коррекция. Это внекризисный фактор, который, однако, вынудил некоторые компании отказаться от перспективных планов. Есть и психологический фактор, который влияет на активность покупателей. Это страх потерять деньги и не получить жилье. Но закон защищает дольщиков, и сейчас они стали более осторожны — семь раз отмерят, прежде чем сделают выбор в пользу той или иной компании. Остра и проблема проектного финансирования для многих строительных компаний. Действительно, желательно иметь финансовую поддержку на случай задержки продаж. Мы это не раз проходили как в России, так и за рубежом. Например, в США в 2008 году финансирование проекта и получение ипотеки стало невозможно. В результате продажи жилья упали практически до нуля. А выжили те, у кого продажи были закрыты внешним финансированием.
На этом фоне нынешний "кризис" в России и кризисом–то назвать сложно. По большей части он в головах покупателей, опасающихся за свои деньги, и в нескладывающейся бухгалтерии отдельных компаний, которые боятся потерять высокую доходность и не умеют мыслить на перспективу. Понятно, что некие отголоски кризиса присутствуют в экономике, но определенное количество квартир будет продаваться всегда. Это потребность рынка, которая существует при любых обстоятельствах. Закроют эту потребность те компании, которые не поддадутся паническим настроениям и мрачным прогнозам.