Сокращая объем бюджетного финансирования инфраструктуры, государство может привлечь частный бизнес к проектам государственно–частного партнерства, если возьмет на себя дополнительные риски, возникшие в кризис.
В существующей макроэкономической и политической ситуации в России сокращаются доходы компаний, доходы бюджета и привлекательность экономики в целом как объекта инвестиций.
Это неизбежно сокращает потенциал инвестиций в инфраструктуру, отмечает главный научный сотрудник Центра исследований ГЧП Высшей школы менеджмента СПбГУ Андрей Иванов.
Инвесторы на распутье
Государственно–частное партнерство (
ГЧП
) при этом оказалось в двойственной ситуации. С одной стороны, высокая инфляция и ограничения в привлечении финансирования вкупе с высокими банковскими процентными ставками ведут к приостановке бизнесом одних и пересмотру условий реализации других проектов ГЧП, рассказывает руководитель проектов сектора транспортной инфраструктуры АИКОМ Наталья Солодовникова.
Впрочем, эти же факторы значительно влияют и на собственные проекты компаний.
Тогда как у государства, привлекающего бизнес к инфраструктурным стройкам, есть возможность взять на себя часть рисков, субсидировать процентную ставку по кредитам, то есть, по сути, использовать тот самый административный ресурс, чего нет в чисто коммерческих проектах. Тем более что для государства поиск ресурсов у частного бизнеса сейчас крайне актуален: денег на все в бюджете не хватает.
Как отмечает директор по развитию компании "1Капиталь" Дмитрий Соломников, президент РФ предписал чиновникам завершить все инфраструктурные проекты, общий бюджет сокращается, вследствие чего сокращение финансирования проектов может составить 30%.
"В сложившейся ситуации, когда, с одной стороны, есть сложности с привлечением заемного финансирования и инвесторы стали более осторожны, а с другой стороны, есть потребность бюджета в частном капитале, мы ожидаем, что рынок проектов ГЧП будет расти умеренными темпами в основном за счет роста числа концессионных соглашений, которые понятны и государственному, и частному сектору и позволяют гибко распределять риски в проекте", — рассказывает Максим Ткаченко, исполнительный директор ассоциации "Центр развития ГЧП" (ЦРГЧП), руководитель аналитической группы комитета ТПП РФ по ГЧП.
Справедливости ради надо отметить, что сложности с привлечением финансирования есть не у всех участников концессий. Как недавно отметил министр транспорта Максим Соколов, для российской практики характерен подход, когда основой специальных компаний — будущих участников концессионных конкурсов — являются финансирующие организации, например банки.
Так,
Газпромбанк
и
ВТБ являются ключевыми игроками в проекте Западного скоростного диаметра, "ВТБ Капитал" входит в консорциум "Воздушные ворота Северной столицы", концессионера реконструкции аэропорта Пулково. В зарубежной практике лидером консорциума чаще выступает инфраструктурная компания.
Направить потоки
Сейчас существенными для бизнеса, участвующего в ГЧП, рисками являются валютные и инфляционные, а для закрытых и высокотехнологичных проектов — риск санкций при взаимодействии с иностранными партнерами. Если хотя бы часть их государство возьмет на себя, это повысит привлекательность проекта, считают эксперты. Однако все эти риски имеют не такое большое значение, как риск по загрузке, например, построенной дороги или больницы. "Люди экономят: меньше грузопоток на частных дорогах, меньше обращений в платные поликлиники, — отмечает Максим Ткаченко, — Если отсутствие спроса не компенсировать из бюджета или с помощью административных механизмов не гарантировать поток, то инвестор в такие проекты не пойдет".
Концессионные плюсы
Наиболее простой способ возврата средств — непосредственно из бюджета. Также для инвесторов понятны с точки зрения возврата средств те проекты ГЧП, где доход получается напрямую с пользователя. "Это проекты платных дорог или в сфере ЖКХ по сбору и утилизации ТБО, — отмечает Андрей Иванов. — В свою очередь, проекты в сфере здравоохранения, предусматривающие оплату оказываемых медицинских услуг третьей стороной (Фондом ОМС. — Ред.), более подвержены различным рискам". Отметим, что в 2015 году вступили в силу изменения в федеральный закон "О концессионных соглашениях" № 115–ФЗ. По словам Максима Ткаченко, они позволяют в случае возникновения макроэкономических рисков изменять условия соглашения в интересах инвестора, чтобы он вернул свои средства за счет увеличения сроков или увеличения субсидий из бюджета. Пока это возможно только для концессий, так как в целом федеральный закон о государственно–частных проектах еще не принят. В любом случае 2015 год, вероятнее всего, будет сложным с точки зрения развития рынка ГЧП, отмечает Наталья Солодовникова. Поэтому самое время проработать законодательную базу и обеспечить качественную подготовку проектов, обеспечив задел на будущее.