Для экономического роста России нужно увеличить объем инвестиций. Пока западный рынок капитала для многих отечественных компаний закрыт, они ищут источники денег внутри страны и на Востоке.
Отом, насколько успешны эти поиски, рассуждали участники круглого стола "Капиталозамещение. Поиск внутренних источников и форм финансирования экономического роста", прошедшего в рамках Петербургского экономического форума.
Граждан заманивают стимулами
Как считает
Алексей Моисеев
, заместитель министра финансов РФ, в России уже создана великолепная инфраструктура финансового рынка, благодаря которой даже некоторые иностранные государственные инвестиционные фонды не боятся покупать облигации, номинированные в рублях. Однако многие российские инвесторы предпочитают вкладывать деньги за рубежом. Благодаря этому в нашей стране существует 10%–ная разница между объемом сбережений и инвестиций, которая в платежном балансе отражается как отток капитала за рубеж. Чтобы развернуть этот денежный поток в Россию, государство, по словам Моисеева, создает благоприятные условия для развития негосударственных пенсионных фондов, накопительного страхования жизни и инструментов индивидуального инвестирования, главным из которых является индивидуальный инвестиционный счет, позволяющий инвесторам получить налоговые льготы.
Первый заместитель председателя
Банка России Сергей Швецов посетовал на недавно отмененную заморозку перечисления пенсионных накоплений, из–за которой объем этих накоплений составляет сейчас всего 7% ВВП, а не 10%, как было бы без заморозки. Из–за недостатка внутренних инвестиций российским эмитентам облигаций до недавних пор удавалось привлечь внутри страны только половину денег, а остальные — за рубежом, тогда как в других развивающихся странах внутренний долговой рынок, как правило, раз в пять больше внешнего. Правда, эта диспропорция возникла также и в связи с голландской болезнью, характерной для сырьевых экономик: внешние инвесторы охотно идут на долговые рынки стран с сильным платежным балансом и вытесняют внутренних.
В удручающем состоянии, по словам Швецова, находится российский рынок акционерного капитала: число IPO мало, и многие из них включают продажу акций действующими акционерами, то есть задачу привлечения инвестиций в компании выполняют лишь отчасти. Однако Банк России, как рассказал Сергей Швецов, создает систему стимулов для развития долгосрочных инвестиций, и, по его прогнозам, объем вложений физических лиц в рынки капитала в обход банков возрастет к 2020 году до 15 трлн рублей, то есть примерно на порядок по сравнению с текущим уровнем. Для сравнения: объем банковских депозитов населения за тот же период увеличится всего вдвое. Правда, по абсолютному объему будет все–таки больше, чем инвестиции: 40 трлн рублей против нынешних 20 трлн.
На вопрос корреспондента "ДП" о том, за счет чего произойдет такой резкий всплеск интереса населения к вложениям в ценные бумаги, Сергей Швецов ответил, что рост произойдет как за счет индивидуальных инструментов инвестирования, стимулируемых налоговыми льготами, так и за счет коллективных инвестиций: НПФ, накопительного страхования жизни, ПИФов. По его словам, нет основания полагать, что российский финансовый рынок будет развиваться принципиально другим путем, нежели другие мировые рынки, где интерес к вложениям в ценные бумаги и роль ценных бумаг как инструментов для привлечения инвестиций гораздо выше.
Казенные инвестиции
Кроме денег населения и компаний источником инвестиций служит государство. Замминистра экономического развития РФ Николай Подгузов напомнил, что бюджет в ходе кризиса стал одним из крупнейших инвесторов. В частности, полтриллиона рублей из Фонда национального благосостояния инвестировано в ряд крупных проектов. Кроме того, появился такой инструмент, как проектное финансирование, в рамках которого выделено 140 млрд рублей на 30 проектов в области сельского хозяйства и строительства инфраструктуры.
В свою очередь, Алексей Яковицкий, председатель правления холдинга "ВТБ Капитал", предложил не ставить крест и на иностранных инвестициях. По его мнению, потепление геополитической обстановки приведет к возврату зарубежного капитала на российский рынок. Однако радости будет мало, если это будет тот же спекулятивный капитал, который прежде разогревал котировки отечественных акций и облигаций, а потом быстро выходил, способствуя их обвалу. У Алексея Яковицкого, впрочем, есть надежда, что в ближайшие годы в нашей стране появятся стратегические инвесторы из Азии, прежде всего из Китая, которые долго раскачиваются, но и заходят на гораздо более длинные сроки, чем спекулянты.
"Бизнесмены в России постепенно начинают учить азиатские языки и нанимать людей, хорошо знающих Азию, — поделился наблюдениями глава "ВТБ Капитала". — Когда–нибудь это неизбежно даст эффект в виде притока инвестиций".
Впрочем, существенного притока денег частных инвесторов можно ожидать только после того, как российская экономика справится с кризисом. В ходе блиц–опроса участников дискуссии о том, что могло бы послужить толчком для увеличения инвестиций в российскую экономику, чаще других звучали ответы: "низкая инфляция" и "макроэкономическая стабильность".