16:4426 июня 201516:44
650просмотров
16:4426 июня 2015
Компания "ЦемЦентр "Обводный", которая из-за конфликта с "дочкой" "Росимущества" "ПромЖелДорТрансом" (ПЖДТ) вынуждена была почти на год остановить работу в Петербурге, через УФАС добилась права возобновить деятельность. Работа будет вестись по фиксированным тарифам, которые специально для ПЖДТ разработал и утвердил Смольный. За год простоя "ЦемЦентр" потерял 90% сотрудников. Убытки компании оцениваются в 100 млн рублей.
Как стало известно "ДП", тарифный комитет Смольного разработал фиксированный тариф для работы на железнодорожных путях, находящихся в ведении ПЖДТ. В распоряжении комитета от 22 мая (копия есть в "ДП") указано, что для участка дороги, где обслуживается "ЦемЦентр", предельный тариф на 2015 год составит 72 рубля за 1 т груза. И далее он будет индексироваться согласно установленным коэффициентам. Кроме того, петербургское УФАС признало, что ПЖДТ нарушило закон о конкуренции, прекратив обслуживать "ЦемЦентр" на своем участке путей в августе прошлого года и предписало "прекратить нарушение антимонопольного законодательства до 1 августа" (копия резолюции решения УФАС от 3 июня также есть в "ДП").
Собственник "ЦемЦентра" Дмитрий Эпштейн заявил "ДП", что доволен таким исходом дела. "Но победа будет полной, когда вагоны наконец-то пойдут на цементный элеватор. А это, судя по всему, случится не раньше августа, поскольку руководство ПЖДТ тянет время с заключением договора по новому тарифу", — сообщил Дмитрий Эпштейн. Он сообщил, что за время простоя ему пришлось сократить 90% персонала. Точную сумму убытков, которые понесла компания, бизнесмен не назвал. По оценке экспертов, они достигают 100 млн рублей. "Я смог сохранить бизнес благодаря удаче — в конце прошлого года удалось заключить контракт о поставках цемента автомобильным транспортом для строительства "Лахта-центра". Этот договор помог компании избежать банкротства. Но какой ценой нам удалось его исполнить — страшно даже вспомнить. В процессе заливки фундамента небоскреба мы отгрузили 150 машин цемента за 40 часов! А за все время простоя мы приняли и разгрузили около 1 тыс. цементовозов. Если бы доставка шла по железной дороге все было бы проще и дешевле", — сообщил Дмитрий Эпштейн.
Генеральный директор ПЖДТ Роман Шевченко подтвердил "ДП" готовность работать с "ЦемЦентром "Обводный". А на вопрос, возобновит ли компания работу до 1 августа, как того требует УФАС, он ответил, что "и до решения антимонопольного органа был открыт к общению". "Для этого нужна лишь добрая воля руководства "ЦемЦентра", — подчеркнул Роман Шевченко. Он обратил внимание на то, что предельный тариф, утвержденный Смольным для "ЦемЦентра" — 72 рубля за 1 т груза — оказался даже больше того, который стороны конфликта обсуждали изначально (речь шла о повышении тарифа на перевозки с 38 рублей за 1 т цемента до 68 рублей).
Дмитрий Эпштейн установленный тариф назвал адекватным. "Да, он выше, чем обсуждался. Но он законный и прогнозируемый. И поскольку он предельно допустимый, реально он может быть и ниже. Но уж точно не выше — что очень важно для планирования бизнеса", — отметил Дмитрий Эпштейн.
Он добавил, что для участка, где обслуживается "ЦемЦентр" также установлен тариф за пропуск вагонов. "У нас появилась законная возможность работать не с ПЖДТ, а напрямую с ОАО "РЖД". Поскольку руководство Октябрьской железной дороги (ОЖД) заинтересовано в увеличении грузооборота, надеюсь, мы эту возможность реализуем", - говорит Дмитрий Эпштейн.
Получить оперативные комментарии в дирекции ОЖД не удалось.
Опрошенные юристы заявили, что если "ЦемЦентру" не дадут начать работу в установленные УФАС сроки, в дело должна будет вмешаться прокуратура.
Напомним, что конфликт между ПЖДТ и его клиентами разгорелся в сентябре 2014 года ("ДП" №158 2014 года). ПЖДТ контролирует движение грузов по участку путей Октябрьской железной дороги длиной 2 км между заводом "Красный треугольник" и станцией Балтийская.
Согласно российскому законодательству, ПЖДТ должен был работать по расценкам, установленным государством. Но компания не обращалась в Смольный по этому вопросу и сама устанавливала тарифы для своих контрагентов.
Минувшим летом ПЖДТ сначала в одностороннем порядке расторг договор с "ЦемЦентром", а потом предложил перезаключить его по новым расценкам. "ЦемЦентр" отказался, сославшись на то, что из-за повышения тарифа на перевозки его издержки возрастут на 15%.
Компания попросила у ПЖДТ объяснить, с чем связан такой рост. Но, не найдя понимания у владельца путей, директор "ЦемЦентра" Дмитрий Эпштейн обратился в суд, в Федеральную антимонопольную службу, в Законодательное собрание Петербурга, в Смольный и в другие государственные инстанции. Спикер ЗС Вячеслав Макаров также потребовал у Смольного разъяснений о деятельности ПЖДТ.
Остроты конфликту добавляло то, что "ЦемЦентр" был поставщиком стройматериалов для строительства петербургского метро, а также через него в Россию шло 50% поставок цемента белорусской компании "Красносельскстройматериалы" по межправительственному соглашению РФ и Белоруссии. Так что конфликт получил международный резонанс.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу возбудило антимонопольное дело в отношении ПЖДТ. А комитет по тарифам Петербурга оштрафовал ПЖДТ за то, что она незаконно устанавливала тарифы на пользование принадлежащими ей железнодорожными путями в районе Балтийского вокзала. Выявлено более 300 эпизодов административных правонарушений, описанных в ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. По подсчетам комитета по тарифам, общая сумма штрафов ПЖДТ по всем делам может составить 35 млн рублей.
История с незаконными тарифами ухудшила и без того неважное положение дел ПЖДТ. В последние годы эта компания почти ежегодно демонстрировала убыточность. Так, 2013 год она закончила с чистым убытком в 6,34 млн рублей, в 2012-м показала прибыль в 586 тыс. рублей, в 2011-м — убыток в 2 млн рублей. При этом выручка стабильно держится на уровне 260-270 млн рублей в год.
Представители ПЖДТ в беседе с "ДП" прошлой осенью объясняли желание повысить расценки для клиентов стремлением снизить убыточность участка.