Петербургские застройщики решили бороться с задержками в работе Росреестра, из–за которых процветает теневой рынок регистрации с годовым оборотом 1 млрд рублей. Строители считают, что глава петербургского Росреестра заинтересован в сохранении существующей системы.
В Петербурге набирает обороты конфликт между застройщиками и главой регионального отделения Росреестра Владимиром Корелиным. Строители возмущены тем, что он не смог организовать бесперебойную работу ведомства по регистрации договоров долевого участия и сделок с объектами недвижимости. Ситуация в ведомстве и раньше была критической, а за полгода, что им руководит Владимир Корелин, проблемы, похоже, усугубились. На ситуации наживаются посредники, которые берут за ускорение процесса до 250 раз больше реальной стоимости госуслуги. Те, кто отказывается платить, ждут документов более 3 месяцев вместо законных 5 дней. Строители считают, что глава петербургского Росреестра заинтересован в сохранении существующей системы, и надеются, что федеральные власти примут жесткие кадровые решения. Оборот теневого рынка регистрации они оценивают в 1 млрд рублей в год.
Терпение лопнуло
Как стало известно "ДП", строительные компании Петербурга собираются обратиться к руководителю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Игорю Васильеву и рассказать о бедственном положении в городской системе регистрации сделок с недвижимостью. Они надеются, что глава ведомства примет меры в отношении руководства регионального отделения Росреестра. Отсутствие возможности вовремя зарегистрировать договор бьет по застройщикам: без документов они не вправе получать деньги за проданные квартиры. Средние сроки ожидания регистрации договоров долевого участия в городе выросли до 90 дней, а по регистрации прав собственности — до 60 дней. По закону регистрация должна проходить в течение 5 рабочих дней, максимальный срок установлен для покупателя, первым из всего дома решившего зарегистрировать свой договор, — 18 дней.
"В городе сложилась практика выдачи документов задним числом для улучшения отчетности. А реальные меры по оздоровлению ситуации, предложенные строителями, руководство регионального отделения Росреестра проигнорировало. Это может свидетельствовать о заинтересованности отдельных чиновников в сохранении существующей системы", — сетует один из участников рынка. Он заявил "ДП", что строители будут настаивать на увольнении главы Росреестра по Петербургу. "За последние полгода, что он руководит ведомством, число серых сделок по регистрации прав недвижимости выросло. Увеличились и аппетиты посредников. За гарантию регистрации в близкие к нормативу сроки они берут 20 тыс. рублей с частных лиц и до 500 тыс. с юридических лиц (при оформлении пакета документов на многоквартирный дом). Еще полгода назад ставки посредников были на 20% меньше. Но даже после роста ставок никто не укладывается в неделю", — сообщил собеседник "ДП". Между тем стоимость регистрации договора по закону — 2 тыс. рублей для физлиц и 4 тыс. для компаний.
"Уверен, что руководство регионального Росреестра знает о ситуации. О причинах бездействия нетрудно догадаться", — уверен другой собеседник "ДП".
В пресс–службе петербургского отделения Росреестра на вопросы "ДП" о проблеме с регистрацией вчера не ответили.
Крупные застройщики также комментировать ситуацию не стали. Возможно, они не хотят обострять конфликт и надеются решить вопрос. С некоторыми из них Владимир Корелин общается не только формально, но и в рамках Петербургского клуба любителей рыбной ловли. Так что открыто говорили о наболевшем лишь представители среднего бизнеса, для которых решение вопроса с Росреестром — залог сохранения бизнеса (см. комментарии).
Жалобы в пустоту
Проблемы с подачей и получением документов по сделкам с недвижимостью возникли 4 года назад. В результате федеральной реформы Росреестр Петербурга приравняли к региональным структурам, посадив его клерков на региональную зарплату — около 15 тыс. рублей в месяц. В учреждении началась серьезная текучка кадров. В 2011 году предприятие покинула его руководитель Галина Волчецкая, а пришедший на смену Михаил Егоров исправить ситуацию не смог.
"Я не слежу за ситуацией в ведомстве, поэтому не могу ее комментировать", — заявила вчера "ДП" Галина Волчецкая, которая сейчас работает исполнительным директором "Группы ЛСР".
Сейчас штат Росреестра по Петербургу укомплектован на 50% от реальной потребности. "Зарплаты низкие очень, а требования по квалификации регистраторов и нагрузка велики. Работают в основном женщины. Ежедневно из 650 работников на месте в лучшем случае 300. Остальные в отпусках по уходу за ребенком, на больничных", —рассказывал "ДП" сотрудник Росреестра.
Появившаяся в конце 2013 года инициатива по созданию специальных окон для обслуживания членов ассоциаций строителей, банков и риелторов, на которую бизнес возлагал большие надежды, провалилась. Не помогла и случившаяся в декабре 2014 года замена Михаила Егорова на Владимира Корелина на посту главы ведомства.
Гендиректор
Объединения строителей Петербурга
Алексей Белоусов рассказал, что строители встречались с новым чиновником в марте этого года и предлагали выделить людей и за свой счет обучить их на регистраторов, чтобы решить кадровую проблему Росреестра.
"Мы также предлагали на свои деньги купить недостающее оборудование и даже отправляли людей для сортировки дел в Росреестре. Но от их помощи отказались. А все прочие наши предложения проигнорировали. Это по меньшей мере странно", — говорит Алексей Белоусов.
Жалобы строителей в администрацию Петербурга результата не дают. "Росреестр — структура федерального подчинения, и региональные власти для нее не указ", — говорит один из застройщиков.
Деньги с отсрочкой
Строители и риелторы страдают от проволочек с регистрацией больше всех.
"Общая проблема в том, что без регистрации договора застройщик по 214–ФЗ не имеет права получать деньги от покупателей. Задержка регистрации договоров влияет на динамику финансирования строительства", — говорит руководителя отдела продаж жилой недвижимости УК "Теорема" Марина Агеева.
Риелторы вынуждены объяснять клиентам, почему регистрация их прав на квартиры задерживается.
"У людей рассыпаются цепочки по купле–продаже жилья, истекают сроки одобрения ипотеки и обесцениваются накопления из–за девальвации рубля", — поясняет руководитель Ассоциации риелторов Петербурга Юрий Загоровский. При этом Ольга Аланишева, директор департамента долевого строительства АРИН, отмечает, что для некоторых покупателей такая ситуация выгодна, поскольку они получают отсрочку в ипотечных платежах.
"Мы объясняем каждому клиенту сложившуюся ситуацию, чтобы избежать недопонимания. Кстати, в Ленобласти ситуация лучше. В том же Всеволожском районе задержки при регистрации договоров составляют 2 недели", — отмечает директор по продажам АН "Итака" Елена Ледовская.
Однако не все застройщики считают ситуацию критичной. По мнению коммерческого директора "Главстроя–СПб" Алексея Гусева, задержки регистрации договоров не столь существенны. "Тем не менее они оказывают влияние как на строительный бизнес, так и на конечных потребителей", — признает он.
“
Если не "смазывать полозья", регистрация затягивается на 4–6 месяцев, а в отдельных случаях до года. Но есть способы, с помощью которых сроки ощутимо сокращаются. Цена вопроса — 10–40 тыс. рублей с одного пакета документов. Вся эта циничная система заточена на сбор денег с регионального уровня в пользу столицы. Поэтому смена людей на местах проблемы не решит. Каждая такая замена лишь приводит к росту стоимости дополнительных услуг и затягиванию сроков регистрации. Строители — заложники этой ситуации. Если скажешь людям, что договоры на квартиру они получат через 4–5 месяцев, никто жилье не купит. А если не скажешь — придут с претензиями, причем к строителю, а не к чиновнику. И цены на жилье из–за этого растут.
Дмитрий Астафьев
гендиректор "ЛенСпецСтроя"
“
Последние полгода ситуация только ухудшается. Никакие наши вопли не помогают. Заключив договор с дольщиком, мы в течение 2–3, а иногда и 4 месяцев не получаем регистрацию, значит, не можем получить деньги. Если учесть кредитную ставку, мы несем серьезные финансовые потери, ведь деньги, полученные через 3 месяца после заключения договора, могут потерять свою ценность. Особенно это было заметно на фоне роста доллара в конце года. Улучшить ситуацию могло бы, например, создание отдельного ведомства, как это было несколько лет назад, которое бы занималось регистрацией договоров долевого участия. Мы бьемся за создание отдельного офиса для застройщиков, но, видимо, кому–то это очень невыгодно. Все делается для поддержания рынка серых схем. Это теневой бизнес, который процветает при самом Росреестре.
Александр Лелин
председатель совета директоров ГК "Ленстройтрест"