Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке "Вокзал. Литература. Кино", которая проходит в главном зале Московского вокзала.
В главном зале Московского вокзала открылась выставка "Вокзал. Литература. Кино". Сейчас много разговоров о том, какую роль играет искусство в жизни общества. В Красноярске, Екатеринбурге или Нижнем ветшает, ржавеет и приходит в негодность паблик арт. Публике так и невдомек, к чему все это. Левые активисты с виртуозностью пиарщиков ходят в народ. Излишества, которыми увлекались народники 1860-х, уезжавшие жить в деревню, ими преодолены. Главное — задокументировать акцию в духе Ги Дебора. Тут и Минкульт подтянулся, после серии скандалов объявив искусство служением простым русским людям, а не тем, о чем вы подумали. Художников вновь призывают к священной жертве. Деньги пока есть, даже фонд для патриотического contemporary art организуется. Удивительная штука это современное искусство: такая безалаберная — и такие высокие помыслы вокруг нее бродят.
Музей Достоевского, организовавший выставку на Московском вокзале, эта несуразица миновала. С позднесоветских времен это один из самых живых и интеллектуальных музеев в городе. Публика любила его и любит по-прежнему. Здесь всегда были интересные выставки, литературные вечера и спектакли. Первая официальная институция советского андеграунда — "Клуб 81" — был открыт именно при музее Достоевского в 1981-м. Тем интереснее неброский и занимательный проект на вокзале. Место небезызвестное, да и с посещаемостью проблем нет, кроме одной-единственной: народ тут бывает самый что ни на есть русский. Чем занять людей, коротающих часы между поездами?
Читайте также:
Новости
В Русском музее проходит выставка Георга Базелица
В центральном зале, у бюста Петра, стоит вагон, обклеенный постерами, на которые выведены кадры из фильмов по русской классике — от Достоевского до Платонова — плюс короткие пояснения. Тут и "Идиот", начинающийся с возвращения князя Мышкина на поезде домой, и, разумеется, "Анна Каренина", и "Хождение по мукам", герои которого полжизни провели в поездах. Мандельштам остроумно заметил, что железная дорога изменила русскую литературу. Рассматривая этот иллюстрированный вагон, еще раз убеждаешься, что это действительно так. Что особенно удачно в этом проекте — это его простота и уместность. Рекомендуется всем пассажирам дальнего следования.