Строительство третьей и четвертой ниток газопровода в Германию закончат к концу 2019 года, заявил Алексей Миллер. За 4 года будет освоено почти 10 млрд евро. Деньги, как и в прошлый раз, вероятно, потекут мимо петербургского бизнеса.
Новый газопровод к побережью Германии по дну Балтийского моря будет готов к 2020 году, заявил Алексей Миллер на годовом собрании акционеров. Общая мощность проекта составит 55 млрд м3 в год. Глава госмонополии также сказал, что они ждут, что к очередной стройке века присоединится компания BASF/Wintershall. Ранее "Газпром" уже договорился о сотрудничестве с E.On, Shell и OMV.
Еще в рамках ПМЭФ Алексей Миллер говорил, что стоимость проекта составит 9,9 млрд евро. На одни только трубы для проекта "Газпром" потратит 2-2,5 млрд евро, говорил в интервью РБК ТВ председатель координационного совета ассоциации производителей труб Иван Шабалов. В ходе сегодняшнего собрания акционеров глава "Газпрома" отметил, что финансовые затраты еще могут быть оптимизированы, в стоимость заложены разного рода риски.
Цена вопроса не намного превышает сопоставимые по мощности первые две ветки, строительство которых началось в 2010 году. Коммерческие поставки газа в Германию по обеим веткам начались в октябре 2012 года. Суммарная мощность труб та же — 55 млрд м3 в год. Декларируемые цели существующего и запланированного проектов — снижение зависимости поставок в Европу от транзитных стран, читай — Украины. Самая длинная в мире труба, проложенная по дну моря, проходит через международные воды.
В рамках создаваемой совместной компании (на портале regulation.gov.ru проекта на этот счет пока не появилось) доля "Газпрома" должна составить не менее 51%. Остальные доли распределят, как и в Nord Stream AG. В уставном капитале оператора первых двух ниток доля "Газпрома" составляет 51%, E.On — 15,5%, Wintershall — (15,5%), Gasunie (9%) и ГДФ СЮЭЗ (9%). Первая ветка строилась в том числе за счет внешнего финансирования. В частности, консорциум Nord Stream для первой фазы проекта привлек проектное финансирование от 26 банков на 3,9 млрд евро, упоминается на сайте "Газпрома".
Оговорки на санкции в этом году делать не будут. По крайней мере, финансовый директор "Газпрома" Андрей Круглов накануне заявил, что политическая конъюнктура на компанию вообще не повлияла — американские и европейские инвесторы купили в ноябре 2014 года еврооблигации компании на $700 млн. Кроме того, осенью компания может разместить долговые обязательства в юанях или долларах, не исключил топ-менеджер.
У компании достаточно собственных средств на морскую часть проекта, сказал Круглов на пресс-конференции. В ходе той же встречи с журналистами топ-менеджер отметил, что, несмотря на все международные препоны, "Газпром" в 2014 году получил рекордный приток денег — $17 млрд. Однако что касается частей газопровода, проходящих по офшорным зонам, то тут в компании надеются на проектное финансирование. Стоимость газопровода, который соединит новые ветки с центральной системой, пока неизвестна.
В условиях все тех же санкций и падения российской экономики сложно предположить, кто больше всех заработает на проекте. Конкурсы по этому поводу еще не объявлены. Есть лишь один, датируемый серединой 2013 года, да и тот отменили. Речь там шла о прединвестиционном исследовании. За 150 млн рублей хотели выяснить, нужно ли расширять единую газотранспортную систему перед подачей газа в третью и четвертую нитки газопровода.
На строительстве первых двух веток и даже инфраструктуры на территории Ленобласти обогатились преимущественно западные компании. Среди редких российских компаний, которых подпустили к пирогу петербургских, считай, и не было. Не более 1 млн евро из предполагавшихся на тот момент 7,4 млрд, оценивал "ДП". Право на укладку труб за 1,1 млрд тогда досталось безальтернативному подрядчику из Италии Saipem SpA.
Учитывая тяжелое положение российской промышленности, на этот раз нельзя исключать протекции российских производителей, в частности труб. Тот же Иван Шабалов заявил, что предприятия страны такие объемы потянут. В прошлый раз поставку труб поделили немецкая Europipe AG (650 млн евро), японская Sumitomo Corp (100 млн евро), еще за 250 млн евро боролся Ижорский трубный завод, но его обошел нижегородский завод "Объединенной металлургической компании". Единственным петербургским генподрядчиком тогда стало ООО "Питер Газ", дочка "Газпрома", проектировавшая российскую часть трубы.
По данным Eurogas из всего газа, поступающего в Евросоюз, доля российского — 27%. Большая часть поставок из России (60%) приходится на Германию, Италию и Польшу. При этом через 35 лет на низкоуглеродное производство электричества должно приходиться уже от 80 до 100%. Европа ставит себе цель существенно снизить выбросы в атмосферу к 2050 году. Кроме того, европейские лидеры, в частности Ангела Меркель, не раз высказывались о необходимости снизить зависимость от российского газа. Однако министр экономики и энергетики и заместитель канцлера Зигмар Габриэль заявил, что альтернативы России в этом смысле пока нет.
В то же время из-за постепенной консервации атомной энергетики в прошлом году энергетические компании увеличили потребление угля до шестилетнего максимума, что не очень клеится с взятыми обязательствами по выбросам в атмосферу. Это автоматически усилило важность партнерства с Россией. Почти 45% электричества Германия получает благодаря углю, сообщалось в ноябре прошлого года. Лишь 11% приходится на газ. На атомные станции, которые Меркель пообещала закрыть к 2022 году, приходится 15%. Еще 24% электричества получают благодаря солнечной энергетике, ветряным электростанциям и другим возобновляемым источникам.
На днях Bloomberg выпустил прогноз, в котором сообщалось, что к 2040 году энергетика, основанная на ископаемом топливе, станет невыгодной. Это произойдет потому, что солнечная энергетика станет значительно эффективнее и дешевле. При этом природному газу аналитики не прочат будущего в виде топлива переходного периода. Это может произойти разве что в США — колыбели сланцевой революции. Возобновляемые источники по-прежнему будут использовать, но к 2040 году на них будет приходиться лишь треть полученного в мире электричества.