Игроки туристического рынка Петербурга бьют тревогу из-за того, что турагентства, в условиях кризиса обратившие внимание на внутренние направления, ради привлечения клиентов готовы сбрасывать цены даже на 30%. Такой дикий демпинг убивает рынок и создает серьезные риски для компаний, полагают эксперты.
Одной из возникших после кризиса проблем эксперты рынка туриндустрии называют убивающую рынок волну демпинга. Ее спровоцировали туристические агентства, переключившие в результате спада турпотока на внешних направлениях свое внимание на внутренний туризм. Особенно это применимо к компаниям, которые по бросовым ценам возили туристов на 1-3 дня в Финляндию, а теперь добавили в перечень услуг короткие туры по Ленобласти и российскому Северо-Западу. Противоречие состоит в том, что качество предлагаемых туров резко диссонирует с продуктами давних игроков, но ценовая политика новичков привлекает туристов.
Весь прошлый год демпинговали операторы, которые стремились захватить долю рынка после ухода с него крупных игроков типа "Невы", "Лабиринта" и др. Когда туроператоры успокоились, за то же самое принялись агентства, говорит гендиректор ООО "Звезды путешествий" Олег Афрамеев. "К сожалению, некоторые агентства сейчас ведут себя точно так же, как туроператоры год и 2 года назад. На рынке предлагаются туры со скидками 10%, хотя все мы знаем, что стандартная комиссия в турбизнесе – 10-12%. Поэтому, когда турагентство предлагает скидку 10%, оно тем самым подписывает само себе приговор. Потому что рано или поздно его затраты превысят доходы. В этом я вижу большую опасность", – считает он.
В Петербурге насчитывается 676 компаний, которые занимаются внутренним туризмом – конкуренция здесь достаточно высока. Кроме того, растет поток въездного туризма: по данным комитета по развитию туризма Петербурга, за I квартал 2015 года город привлек на 12% больше гостей из России. В свою очередь, количество выездных туроператоров в Петербурге за 2015 год сократилось в 5 раз: было около 500 компаний, осталось менее сотни. По словам учредителя ООО "Балтийская автобусная компания" Виктора Носа, в 2015 году туристический фокус сместился в сторону междугородних направлений внутри страны: поступало больше запросов на одно- и двухдневные поездки в Великий Новгород, Псков, Печоры, Пушкинские Горы, Карелию.
Существенное снижение цен (вплоть до 30%) участники рынка наблюдают именно в этом сегменте. "На питерском рынке внутреннего туризма было достаточно много компаний, которые занимались дешевыми однодневными турами в Финляндию. Сейчас они вышли на внутренний рынок и за те же полторы копейки занимаются экскурсиями по Ленобласти и Северо-Западу, абсолютно подрывая все, что было наработано годами, – уверена гендиректор "Бюро путешествий "Толстовский дом" Софья Шейнина. – Ни одна приличная компания, которая отправляет группу даже на 1 день на экскурсию в Выборг или Новгород и себя уважает, не может допустить автобусы и условия, которые предлагают своим клиентам эти фирмы. Вероятнее всего, у таких компаний просто есть какая-то финансовая подкормка. Какая – я не знаю, но она позволяет им демпинговать. Например, в одной компании экскурсия до Верхних Мандрог (Подпорожский район Ленинградской области) стоит 1400 рублей, в другой – 1800 рублей, в третьей – 2500 рублей. Реальная цена этой поездки, на которой фирма может сколько-то заработать, – 2300-2500 рублей, если это экскурсия с едой. Конечно, у компаний с собственным автобусным парком цены пониже, потому что в структуре тура расходы на транспорт могут занимать до 50%. Но в итоге туристы, привлеченные низкой ценой, платят, по сути, только за проезд, а дальше пойдут покупать кучу дополнительных услуг, – объясняет Софья Шейнина. – Новые игроки вылезают с предложениями, которые диссонируют по цене, не говоря уже о качестве".
Одним из вариантов оздоровления рынка участники рынка называют саморегулирование и просветительскую работу с туристами. "Сейчас идет много споров относительно создания СРО, потому что государство эту область не регулирует – оно уже отказалось от лицензий. С другой стороны, мы должны работать с туристом, объясняя ему, что значит тур за 3 копейки. Это повсеместно встречается и на выездном рынке, когда туристы покупают туры не в отеле и не у своих гидов, а фактически на улице. А потом сталкиваются с низким качеством", – отмечает Олег Афрамеев.