09:4906 июля 201509:49
384просмотров
09:4906 июля 2015
Руководитель Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Владимир Тиняков о том, как изменится рынок ОСАГО после введения электронных полисов.
С 1 июля 2015 года владельцы полиса ОСАГО могут пролонгировать его в электронном виде на сайтах страховых компаний. Но также сохранилась возможность оформить полис на бумажном бланке в офисе страховщика. Заключить новый договор на электронное ОСАГО можно будет только с 1 октября 2015 года.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), заявки на получение бланков, так называемых е–полисов, подали 22 страховые компании. Именно они представляют большую часть российского рынка ОСАГО. Суть нововведения в новом способе покупки полиса: теперь можно самостоятельно заполнить необходимые данные для оформления договора на сайте страховщика. В остальном принцип действия электронного полиса аналогичен бумажному. После заполнения договора формируется простая электронная подпись, по сути код, который клиент получает в sms–сообщении. Код указывается в соответствующей графе на сайте страховщика. После подписания клиентом заполненных данных производится идентификация участников договора и автомобиля путем проверки по базе РСА. В случае положительного ответа из РСА клиент оплачивает полис онлайн. После оплаты генерируется электронный полис ОСАГО.
Первые дни работы в рамках электронного ОСАГО показали: процесс оформления электронного полиса требует доработки. Поэтому все профессиональные участники процесса: страховщики, РСА и ГИБДД — находятся в тесном диалоге. Сдерживает электронные продажи и недоверие потребителей. В отличие от интернет–бронирования отелей, авиа– и ж.–д. билетов, покупка электронного полиса пока не стала нормой современной жизни. Но ситуация будет быстро меняться. Свою роль сыграет фактор экономии времени.
Именно электронный полис должен стать одним из катализаторов позитивных изменений на рынке ОСАГО, повысить качество сервиса, сделав покупку полиса более простой и доступной, особенно в тех регионах, где сейчас клиенты испытывают в этом трудности. Выгодны электронные продажи и страховщикам, поскольку обеспечивают экономию на операционных расходах (покупка бланков, их учет и логистика), а также на комиссионном вознаграждении посредников.
Вместе с тем серьезных инфраструктурных изменений е–полис не привнесет. В частности, не исчезнет институт страховых агентов. Напротив, их роль как финансовых консультантов должна возрасти. Сервис по доставке полиса в оговоренное с клиентом место и время, который предоставляется агентом, делает процесс покупки простым и удобным. Зато со временем будет меняться структура рынка: увеличится доля прямых продаж. Опираясь на опыт продаж электронного каско, мы рассчитываем, что в течение года около 10% клиентов перейдут на электронную пролонгацию ОСАГО.
Роль Интернета будет расти как в продажах, так и в сопровождении клиентов. Тем более что Минкомсвязи обещает в 2018 году охватить широкополосным (высокоскоростным) доступом к интернет–каналам 80% россиян. Вполне возможно, что через 2–3 года уровень автоматизации бизнеса станет основным инструментом конкурентной борьбы за клиента в страховой отрасли.