Петербургский предприниматель Алексей Арабов (27 лет) убедил международную компанию Tarkett (оборот за 2014 год 2,4 млрд евро) инвестировать в развитие его проекта. Сейчас оборот магазина Tarkett Concept Store составляет 1,5-2 млн рублей в месяц.
Алексей Арабов открыл в Петербурге салон напольных покрытий, ориентированный на специфическую публику — дизайнеров и архитекторов. Сейчас оборот магазина Tarkett Concept Store составляет 1,5 – 2 млн рублей в месяц.
Еще на первом курсе учебы в ФИНЭКе Алексей начал участвовать в семейном подряде — компании по продаже напольных покрытий "Олимп и К". Его родственники открыли эту фирму 21 год назад.
Нарезной опыт
Алексей начал с позиции резчика линолеума. Через 6 лет он стал директором по развитию розницы, побывав за эти годы кладовщиком, продавцом, бухгалтером, рекламистом. Весь этот опыт не прошел даром — Алексей обнаружил не освоенный конкурентами рынок сбыта.
По его словам, до 80% продаж напольных покрытий приходится на крупнейшие DIY–сети ("Максидом", "Леруа Мерлен" и т. п.), 20% — на розничные магазины, и при этом недостаточно внимания уделяется архитектурным и дизайнерским бюро, которых в Петербурге больше 100, а самих архитекторов и дизайнеров — больше 2 тыс. человек.
Клуб по интересам
Около 80% продаж "Олимп и К" составляют полы Tarkett (группа компаний Tarkett объединяет 34 завода, продукция которых продается в 100 странах), поэтому Алексей решил обратиться к этому главному поставщику с оригинальным коммерческим предложением.
"У меня родилась идея открыть в Петербурге монобрендовый магазин Tarkett, оформить его как творческое креативное пространство и создать вокруг него клуб архитекторов и дизайнеров", — рассказывает Алексей.
В российском отделении Tarkett идею одобрили, и уже через 2 месяца после презентации проекта в Петербурге открылся первый в стране шоу–рум Tarkett. Его директором стал Алексей. Доли в компании, однако, у него нет, формально владелец Tarkett Concept Store — это "Олимп и К" (оборот за 2014 год — 3 млрд рублей). "Олимп и К" вместе с Tarkett вложили в дело 3 млн рублей на двоих.
Движущая сила
"Салон открылся в августе 2014 года, скачки курса валюты сильно изменили планы. В итоге всех этих событий возврат инвестиций растягивается до 2,5 года вместо 1 года: на 15% упал спрос на продукцию", — объясняет Алексей.
Клуб — движущая сила продаж. В нем состоят 200 дизайнеров, которые встречаются каждые несколько недель.
Создание клуба — это не только способ привлечь дизайнеров и архитекторов в магазин, но и возможность рассказать о новых расцветках и рисунках полов, тенденциях рынка и новинках производства, узнать запросы публики. В планах — расширить пул дизайнеров и охватить студентов старших курсов и выпускников профильных вузов. Финансовая цель — довести месячный оборот Tarkett Concept Store до 3 млн рублей.
Имидж — это что–то
В головной компании Tarkett в России говорят, что у них уже есть партнерские проекты с ретейлерами в других городах — Липецке и Брянске, но такого креативного формата, как в Петербурге, нет нигде. Там не скрывают, что согласились на предложение Алексея Арабова потому, что знакомы с ним по его работе в "Олимп и К", а эта компания — крупный партнер, который в плане сервиса хорошо себя зарекомендовал.
Для Tarkett этот салон имеет и коммерческую, и имиджевую ценность.
"Дизайнеры — законодатели трендов и лидеры мнений. Кроме того, часто они сами выбирают напольные покрытия под проект заказчика", — говорит Виктория Матвеева, руководитель по розничным проектам Tarkett в России. Шоу–румы Tarkett есть в странах Азии и Латинской Америки, во Франции, но купить там ничего нельзя.
Упал — отжался
Объем российского рынка напольных покрытий в 2014 году составил 514 млн м2 — это примерно $30 – 35 на человека.
Кризис заметно отразился на рынке, говорит владелец магазина "А–паркет" Павел Киселев: "Если в декабре 2014 года был сумасшедший спрос, то в январе и феврале 2015 года по сравнению с теми же месяцами 2014–го продажи упали на 30%. Сейчас они начинают восстанавливаться, но потихоньку: покупатели пристально следят за курсом валют и пока осторожничают. Сентябрь традиционно не показывает рост спроса, а вот в октябре и ноябре рынок может отыграть половину потерянного объема".
У продавцов напольных покрытий есть основания для оптимизма: за 2014 год в Петербурге было продано много жилья, которое надо так или иначе ремонтировать.