"Фантомная выставка" проходит на Васильевском острове

Автор фото: Александр Казиев (студия Hartley)

Арт-критик Станислав Савицкий — о "Фантомной выставке" на Васильевском острове.

На Васильевском острове проходит "Фантомная выставка".
Призрак бродит по берегам Смоленки, у Шкиперского протока и в окрестностях Смоленского кладбища. Призрак современного искусства силится очнуться от сна эстетических парадоксов и интеллектуальных блужданий, чтобы стать частью жизни простых горожан. Такое искусство сторонится галерей и музеев, оно стремится к обыденности и к злободневности. Арт вышел на улицу не ради манифестаций и флешмобов. На денди участники выставки тоже не стремятся походить. Они работают в городской среде, причем там, где не ступала нога рекламодателя и креативщика. Бетонный забор, выгораживающий набережную у нового спального квартала, пышечная на задворках станции метро, цветочная клумба под демисезонным слоем пыли — эти закуты и углы привлекают художников тем, что они исключены из топовых сюжетов современности. Все эти невзрачные объекты тщательно выбирались во время предварительных прогулок. Потом работы художников оставались без присмотра несколько недель, проходя проверку на выживаемость. Большинство к открытию выставки, как это ни удивительно, сохранилось.
Игрушечные стразы для детских нарядов поблескивают на цветах, посаженных недавно на газоне. Ни красоты, ни украшательства в этом нет. Странная такая причуда — зато вытоптанный газон с обшарпанной бетонной клумбой хотя бы повеселел. Восемь белых листов А4 приклеены на торце многоэтажки так, что клеем на стене выведены восемь букв. Дворник сдерет листы, и эти буквы будут читаться, слагаясь в слово, от которого замечтается любой россиянин. Вот только дворник ленив и неряшлив, бумагу отдирает кое-как, и не каждый сможет угадать, что слово это — заветный "пармезан", недавно сменивший итальянское гражданство на литовское. Попробуй сделай из простого петербуржца современного художника — он сам себе куратор и сам себе арт-критик! Что не понравится — замажет, залепит или в щепки разнесет. А что приглянется — к рукам приберет, как несколько работ, не доживших до вернисажа. Лучше всего преподносить фантомное искусство в дар, как графические пейзажи Косой линии, отныне украшающие стены пышечной у "Приморской". Зайдешь в нее — и в самом деле поверишь, что даже сегодня арт способен создать призрачную иллюзию, как будто от него бывает прок.