Директор компании "Ценностное управление для бизнеса" Константин Харский — о том, где брать правильных сотрудников.
Задачи бизнеса решаются проще и дешевле, когда лидера окружают правильные сотрудники, что понятно. Непонятно другое — где брать таких людей. Сколько ни давай объявлений, на собеседования приходят совсем не те, кто нужен. И на работу мы берем обычно лучшего из пришедших. Редко попадается идеальный кандидат. По опыту скажу, что идеальных — один на тысячу.
Где же все–таки брать правильных сотрудников? Этот вопрос тем сложнее, чем круче ваше компания. Если в ней сложилась сильная корпоративная культура, если имеются строгие и работающие регламенты деятельности, то найти сотрудников почти невозможно. Но это еще было бы полбеды. Окончательное недоумение вызывает пример компаний, которые все–таки нашли потрясающих сотрудников, которые умны, инициативны, улыбчивы и так вымуштрованы, что сомневаешься в том, что они живые и что они славяне. Как? Как им удается найти правильных сотрудников?
Вот моя точка зрения: они их не ищут — они их делают. Не в смысле делают людей, а в смысле из того, что им дает жизнь, делают тех, кто им нужен. Инструментом изменения сотрудников является корпоративная культура. Да, та самая корпоративная культура, про которую написано много книг. Ее суть могу передать одной фразой: чтобы понять корпоративную культуру своей компании, надо узнать, кого коллектив (именно коллектив, а не руководители и владельцы) считает чужим. Кого сотрудники вашей компании стремятся выжить из коллектива? От кого они рады избавиться? Культура, которая находится на этапе становления, как правило, не проявляет агрессии, ее пока все устраивают, не имеет она внутренних врагов.
Корпоративная культура, оставшаяся без внимания со стороны топ–менеджера, формируется неформальными лидерами, и тогда коллектив может стать нетерпим к лояльным, дисциплинированным, исполнительным, послушным сотрудникам. Если коллектив избавляется от лояльных, исполнительных и дисциплинированных, кто останется? Неважно, кого вы возьмете на собеседовании! Кто останется — решает корпоративная культура.
Создайте корпоративную культуру, нетерпимую к ленивым, грубым, лживым, неисполнительным сотрудникам, — и их не будет в компании. Когда ваша корпоративная культура выдавливает из коллектива мерзавцев, вы можете брать первого пришедшего на собеседование. Он или вскоре покинет вас, или изменится и станет идеальным, или легко вольется в коллектив.