Подписка на печатные издания в России сократилась в 2 раза по сравнению с показателями первой половины 2014 года. Роспечать объясняет это отменой субсидий ФГУП "Почта России" на компенсацию потерь в доходах, возникавших при приеме подписки на периодические печатные издания и их доставке.
Подписка на печатные издания в России в сократилась вдвое по сравнению с показателями первой половины 2014 года, говорится в сообщении Роспечати об итогах подписной кампании на второе полугодие 2015 года. В нем подчеркивается, что "органам госвласти и медиасообществу впору предпринимать срочные меры по спасению подписного рынка страны".
Сокращение объемов подписки в Роспечати объясняют отменой государственных субсидий ФГУП "Почта России" на компенсацию потерь в доходах, возникавших при приеме подписки на периодические печатные издания и их доставке.
Эти субсидии "Почте России" были отменены именно в первой половине 2014 года. За второе полугодие 2014 года рынок упал на 20%, за первую половину 2015 года — еще на 22%, при этом издатели прогнозируют дальнейшее падение — на 19-20% во втором полугодии 2015 года.
Причина отказа от подписки — превышение уровня психологической приемлемости для большинства подписчиков. Агентство также отмечает, что все меры по поддержке подписной печати носят "косметический характер и не способны исправить ситуацию на рынке".
Для спасения института подписки на печатную прессу в Роспечати предлагают восстановить госсубсидии "Почте России" и установить ставку НДС на распространение печатных СМИ по подписке на уровне 10%, как и в случае с их розничными продажами. Сейчас ставка НДС для подписной печатной продукции составляет 18%.
В Минкомсвязи связывают снижение объемов подписки на прессу в первую очередь с развитием интернет-СМИ. Однако по мнению Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина это последний фактор, который влияет на продажи периодики, главная проблема — возросшая цена подписки.
"По оценкам западных экспертов, сегодня печатные СМИ в среднем существуют на рынке 5 лет и нуждаются в замене по содержанию, по совершенствованию. Читатель очень быстро отворачивается от того, что стало неконкурентоспособным. И это никак не связано с Интернетом: половина России не имеет доступа к Интернету", — пояснил Оськин "Коммерсанту FM".
В Петербурге и Ленобласти по итогам подписной кампании на второе полугодие 2015 года подписные тиражи на периодические печатные издания выросли на 9,5%. В целом, анализ прошедшей подписной кампании показал, что по сравнению с первым полугодием 2015 года подписные тиражи упали на 9,5%, как было отмечено на совещании Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, состоявшемся накануне.