Арт-критик Станислав Савицкий о выставке Георга Базелица, которая проходит в Русском музее.
Первая в России ретроспектива Георга Базелица открылась почему–то в Русском музее. Странно, но замечательно, тем более что Базелиц любит абсурдистский юмор. В свои 77 классик немецкого неоэкспрессионизма и один из столпов постмодернистского искусства заразительно ироничен. Его насмешка лишена мрачного эстетского скепсиса и этим подкупает. Не факт, правда, что Базелиц предпочитает всем амплуа роль игрока, но тут уж ничего не попишешь. С какими бы пафосными стейтментами он ни выступал, за ним с начала карьеры закрепилась слава арт–провокатора, и для героя поколения 1960–х это в порядке вещей. Больше всего известны его картины с перевернутыми вверх тормашками фигурами. Так после абстракционистской эпохи духовных поисков Базелиц и художники его круга возвращали в живопись полемичность и витальность. Шуму эти картины–перевертни наделали достаточно, особенно холст с гербом Германии. Теперь многие из них в знаменитых музеях, а одна такая работа висела в кабинете канцлера Шредера как знак его прогрессивности.
В Мраморном дворце есть несколько классических работ Базелица, впрочем, поздних — 1980–1990–х годов. В основном же эта ретроспектива представляет его творчество двух последних десятилетий. Серия "Ремиксы" — пересказы картин, которые в свое время произвели на художника сильное впечатление. Особенно трогательны карикатурные парафразы соцреалистических хитов. Базелиц знает их не понаслышке, он учился в Восточном Берлине. В версии немецкого художника одна из эмблем соцреализма — картина Иогансона о тяжкой жизни на уральском заводе — рассмешит и неомарксиста, днюющего и ночующего с томиком Негри. Серия "Ноги" — шуточный оммаж Мунку, к которому Базелиц неравнодушен. На одном фотопортрете Мунка нижний край подрезан так, что не видно ног. Их–то и взял за правило рисовать Базелиц, рассказывая об увлекательных художественных прогулках.
Читайте также:
Эрмитаж
В Эрмитаже открылась выставка Захи Хадид
Выставка в Мраморном не создает представления ни о творчестве Базелица в целом, ни о его позднем периоде. Для этого недостает многих работ, в том числе серии, выставленной сейчас на биеннале в Венеции. Тем не менее эта ретроспектива передает дух провокации и иронии — ту силу, за которые одни любят Базелица, а другие не принимают его всерьез.