Журналист Игорь Шнуренко объясняет, почему российские топ-менеджеры работают так, как будто у них все время проходит белая забастовка.
В Италии, особенно в Риме, есть такое понятие, как белая забастовка. Это когда работа выполняется издевательски медленно. Например, поезд метро можетидти с такой скоростью, что, кажется, вот–вот остановится. Белая забастовка лучше, чем забастовка обычная, потому что при обычной поезда не ходят вообще. То есть какие–то поезда или автобусы могут ходить, какие–то нет, и самый верный способ узнать, ходит ли сегодня тот или иной транспорт, — это спросить у стоящей на остановке бабушки. У нее всегда найдется подруга в теме или знакомый машинист, и она гораздо точнее и раньше скажет вам то, что потом нехотя может подтвердить, а может и не подтвердить громкоговоритель.
Самое простое объяснение белых забастовок — отсутствие мотивации работать. Это явление хорошо знакомо в России. У нас принято, что мотивировать высокой зарплатой и разнообразными денежными бонусами нужно только начальство (ну, и менеджеров высокого звена). Даже из правительства, которое вроде должно считать бюджетные деньги, доносится, что зарплаты наших топ–управленцев должны конкурировать с тем, что получают их коллеги на Западе. Мол, конкуренция: если платить меньше, кадры утекут.
Эта логика не распространяется, правда, на преподавателей, врачей, квалифицированных специалистов — считается, что их деньгами мотивировать не нужно. Чай, не сбегут.
Правда, как результат мы видим рекордное количество жира в мозгах российских топ–управленцев. Ответственности ведь никакой. Есть прибыль — есть бонусы, есть убыток — бонусы есть все равно. Как любовные послания, управленцы пишут друг другу красивые проекты, ну или просто сидят на заднице ровно.
Взять "
Газпром
", который проспал сланцевую революцию, не стал выстраивать "газовый ОПЕК", взять нефтяные, железнодорожные, авиационные корпорации, которые привыкли, что все новинки можно не делать самим, а купить готовое у немцев, голландцев, французов, американцев. Взять российский футбол, наконец. У наших топ–менеджеров, как и у итальянских машинистов и водителей, все время белая забастовка.
Хитрая вещь — эта мотивация.