Доходы от экспорта нефти снизились в 1,68 раза, до $48,1 млрд, притом что объемы поставок выросли почти на 10%. При этом экспорт нефтепродуктов вырос на 16,5%, но в денежном выражении упал на треть. Сыграли и низкие цены на нефть, и налоговый маневр.
Россия получила за полгода в 1,68 раза меньше доходов от экспорта нефти по сравнению с прошлым годом, отчиталась ФТС. Доходы в итоге упали до $48,1 млрд. При этом экспорт вырос на 9,8%, до 120,51 млн т.
В то же время изменилось соотношение экспорта в дальние страны и страны СНГ. В первые экспорт вырос на 11,5%, до 109,19 млн т. нефти, во вторые упал на 4,8%, до 11,31 млн т.
В то время как глава "Роснефти", как, впрочем, и независимая розница, пугают Россию дефицитом бензина, экспорт нефтепродуктов вырос на 16,5%, до 92,37 млн т. В денежном выражении он, однако, тоже сократился почти на треть — с $56,91 млрд до $39,01 млрд.
Очевидно, что в первом полугодии 2014 года были совершенно другие цены на нефть. Скажем, в середине марта баррель Brent стоил по сегодняшним меркам фантастически много — $108,5. Сегодня он торгуется вблизи $50.
Достичь прежних успехов не получается, даже наращивая объемы, а страдает в итоге рубль, который обесценивают во имя бюджета. Но дело еще и в налоговом маневре, который должен сделать непривлекательным экспорт готового топлива и стимулировать больше продавать его внутри страны.
Поскольку маневр, начавшийся в этом году, растянут на 3 года, сейчас вертикально интегрированные нефтяные компании столкнулись с самой неприятной фазой — переработка сейчас менее выгодна, а уже переработанное топливо выгоднее гнать за границу. Падение нефтяных доходов к тому же стремятся добить экспортом бензинов, но и это, как видно, не помогает.
Одновременно упали и поставки газа. "Газпром" недосчитался 34,7% дохода, заработав $21,88 млрд, гласит статистика ФТС. Данные таможни при этом не учитывают экспорт в страны Таможенного союза. Количественно монополист экспортировал 89,2 млрд м3 вместо 99,4 млрд м3 годом ранее.
И это притом, что рынок газа избежал шторма, который бушует на сырьевых рынках, однако вскоре достанется и ему.
"Благодаря низким ценам и конкурентным преимуществам по сравнению с углем газ пользовался стабильным спросом со стороны электростанций. Между тем замедление нефтебуровой активности на фоне низких цен на черное золото начинает отражаться и на снижении добычи попутного газа", — пишет руководитель исследований сырьевых рынков банка Julius Baer Норберт Рюкер.