Финская Set group, попавшая под санкции США из–за связи с близким к Кремлю олигархом Геннадием Тимченко, за $300 млн построит в Ленобласти завод по переработке отходов. Всего региону необходимо восемь таких комплексов общей стоимостью $2,4 млрд.
Финская компания Set group вместе с петербургской фирмой "Техноресурс" построит в Гатчинском районе Ленобласти технопарк по переработке отходов с объемом инвестиций $300 млн. В августе Set group попала в санкционный список США за связь с другом Владимира Путина Геннадием Тимченко (№1 в рейтинге миллиардеров "ДП"), в результате чего лишилась западных источников финансирования, под угрозой увольнения оказались 25% ее сотрудников. В этой ситуации возможность развивать бизнес на родине своего опального партнера, в России, приобретает для Set group стратегическое значение.
Сначала — еда
Как рассказал Антон Лужковский, генеральный директор ООО "Техноресурс", мощность первого комплекса составит 500 тыс. т отходов в год (всего Петербург и Ленобласть производят 10 млн т промышленных и бытовых отходов в год). Он будет перерабатывать твердые бытовые, пищевые, строительные и другие виды отходов. "Мы создадим совместное предприятие, в которое войдет наша компания и Set group. "Техноресурс" будет оператором проекта, финский партнер — инвестором", — пояснил Антон Лужковский. По оценке экспертов Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, Петербургу и Ленобласти требуется восемь таких комплексов. До конца этого года компания просчитает экономику проекта, в 2016–м выйдет на стройплощадку, а в 2017–м запустит первую очередь комплекса.
ООО "Техноресурс", которое принадлежит менеджменту компании, удалось заполучить в партнеры Set group благодаря наличию производственных мощностей под Гатчиной, где компания перерабатывает автопокрышки и аккумуляторы. Сейчас партнеры ведут переговоры с областными властями о получении в аренду соседнего участка 44 га.
На первом этапе компания намерена начать переработку пищевых отходов и упаковки. Сырье она рассчитывает получать от торговых сетей и производителей пищевых продуктов. Уже заключены рамочные соглашения на этот счет с группой Х5, а также с ассоциацией "Хлебопеки Санкт–Петербурга", говорит Антон Лужковский.
Цеха по переработке тех или иных видов отходов станут пристраивать по мере того, как предприятие будет расширять договоренности с поставщиками сырья.
Президент ассоциации "Хлебопеки Санкт–Петербурга" Александр Зорин сообщил, что такая договоренность действительно есть, однако сейчас он не может уточнить, какой объем сырья готовы поставлять на переработку предприятия ассоциации. По его словам, с этим вопросом они могут определиться лишь к концу года, а реальные поставки могут начаться не ранее чем через год.
Опасные связи
Учитывая то, что фирма Set Petrochemicals (входит в Set group), а также лично глава Set group Кай Паананен за связь с Геннадием Тимченко попали в санкционные списки США, сотрудничество с российскими бизнесменами становится для финской компании приоритетным, говорят участники рынка.
"Финансировать скандинавские проекты Set group Тимченко теперь не может, поэтому логично, что компания идет на российский рынок, иначе ей придется закрыть часть своих подразделений", — говорит источник, знакомый с ситуацией в Set group.
Кай Паананен подтвердил, что знаком с Геннадием Тимченко с 1987 года и они находятся в партнерских отношениях. По словам Кая Паананена, его компании уже закрыт доступ к банковским кредитам. В итоге предприятие будет вынуждено расстаться с частью сотрудников.
Помимо Set Petrochemicals в группу Set входят компании Southeast Trading, Set Engineering, Nordic Set Green и Polyinform International. Они работают в нефтехимической, нефте–, газо– и мусороперерабатывающей, консалтинговой отраслях, а также занимаются торговлей, проектированием и строительством. Ключевые рынки Set group — Россия, страны СНГ и Скандинавия.
В мае этого года Set group подписала соглашение с Ассоциацией межрегионального социально–экономического взаимодействия ЦФО о совместной работе по переработке отходов, получению твердого вторичного топлива, развитию альтернативных источников энергии и т. д.
Только прожекты
До сих пор ни Петербургу, ни Ленобласти не удалось построить ни одного нового мусороперерабатывающего предприятия в дополнение к действующим еще с советских лет МПБО–1 и МПБО–2 (расположены соответственно на Волхонском шоссе и в Янино). Они перерабатывают не более 8–10% всех образующихся в двух регионах твердых бытовых отходов. Часть строительного мусора используется для производства стройматериалов, пищевые отходы — для переработки в удобрения и корма. Но основной объем мусора просто складируется.
Планы по развитию перерабатывающей отрасли город и область регулярно анонсируют в последние 10 лет. Так, предполагалось создать вокруг Петербурга четыре завода по утилизации отходов. Два из них планировали построить на месте действующих МПБО, еще два — в поселках Саперный и Новоселки. Однако в 2011 году власти отказались от этих планов, так как не нашли денег (по оценкам экспертов, на это требовалось около 30 млрд рублей). В том же году во Фрунзенском районе появился первый частный перерабатывающий завод, построенный компанией "Квантум". Но он так и не начал работать — город не смог, как обещал, обеспечить завод сырьем, и предприятие обанкротилось. "Никому не выгодно везти отходы на переработку — за это нужно платить больше, чем за захоронение на полигоне. Сейчас в Петербурге тариф на захоронение отходов — 350 рублей за тонну, а за переработку нужно платить по 1300 рублей за тонну", — сообщили в Национальном тарном союзе.
По этой же причине, утверждают эксперты, не был реализован последний крупный проект — по строительству в Левашово (первоначальный пункт — Янино) мусоросжигательного завода. В 2011 году Смольный выбрал концессионера для этого проекта — греческий консорциум Helektor — Aktor. В 2014–м греки заявили, что самостоятельно не справятся с проектом, и им на помощь пришел банк "ВТБ". Но этой зимой Смольный объявил о заморозке проекта без объяснения причин.
Отходы засекречены
Отрасль транспортировки и утилизации отходов очень криминализирована, отмечают эксперты. Например, по закону все магазины, промышленные предприятия должны отчитываться о том, что их отходы утилизируются на сертифицированных полигонах или заводах. На самом деле соответствующие фиктивные справки можно купить в несколько раз дешевле, чем стоит официальный договор на транспортировку отходов.
Ни одна из торговых сетей, опрошенных "ДП", не рассказала, как утилизируются ее отходы.
По информации жилищных управляющих компаний, многие магазины и небольшие производственные фирмы выбрасывают отходы в контейнеры жилых домов. Значительная часть мусора вообще вывозится в пригородные леса: ежегодно природоохранные ведомства Петербурга и Ленобласти ликвидируют 1000–1300 несанкционированных свалок.
“
В Советском Союзе была целая огромная отрасль по переработке отходов, которая развалилась вместе с СССР, и весь мусор оказался на свалках. Сейчас у нас перерабатывается не больше 5% отходов. А в Европе — до 90–95%. В соседней Финляндии — почти 100%! Нам нужно выстраивать отрасль с нуля, начиная со сбора и транспортировки отходов и заканчивая продажей продукции переработки. Если эта система будет выстроена, отрасль из расходной превратится в доходную, ведь во всем мире поставщики отходов продают это сырье переработчикам, а не платят за его утилизацию, как у нас.
Михаил Василенко
глава Национального союза СРО операторов по обращению с отходами
“
Мы хорошо знаем финскую компанию Set group и ее технологические решения. О планах строительства завода в Гатчинском районе пока не слышали. Но мы всячески поддерживаем переработку отходов, считаем, что это очень перспективная и важная отрасль, так что если поступит предложение от Set group, то мы его, несомненно, рассмотрим. Наша компания активно развивает сортировку и переработку отходов на двух площадках: в Петербурге и в Гатчинском районе Ленобласти, рядом с полигоном ООО "Новый Свет–ЭКО".
Илья Колычев
директор по развитию АО "Автопарк № 1 "Спецтранс"
“
Трудно оценить возможности по загрузке мусороперерабатывающих заводов. Закон об утилизационном сборе принят. Но его вступление в силу фактически отложено, так как до 2019 года будут действовать нулевые нормативы утилизации. То есть переработка пока не имеет одного из главных источников финансирования, она должна рассчитывать только на то, что поставщики отходов повезут их на переработку, а не на полигоны для захоронения. Все зависит от того, сможет ли переработчик договориться с поставщиками сырья — торговыми сетями, производителями различных товаров и т. д.
Петр Бобровский
председатель технического комитета "Упаковка" Росстандарта
“
Любой проект по переработке отходов лучше, чем то, что происходит сейчас, когда почти все отходы отправляются на полигоны. Чтобы проект был успешным, инвесторам нужно соблюсти два условия: обеспечить обезвреживание той части отходов, которая не подлежит переработке, и предложить такой тариф, чтобы поставщики были заинтересованы везти мусор на переработку, а не на захоронение. Если это будет просто сортировка и складирование на полигоне, то ничего кроме улыбки такой проект вызвать не может.
Леонид Вайсберг
председатель совета директоров компании "Механобр–техника"